Загрузить еще

Задержали рейс? Вас должны накормить и спать уложить!

Задержали рейс? Вас должны накормить и спать уложить!
Фото: Знали бы, что придется полсуток в аэропорту сидеть, - успели бы еще раз искупаться!

Когда милый женский голос в очередной раз объявляет, что рейс задерживается еще на час «по техническим причинам» и на табло высвечивается предательское late, сразу вспоминаются приключения Владимира Высоцкого в песне «Москва - Одесса»: «Я прав, хоть плачь, хоть смейся, но опять задержка рейса...» Сейчас, в разгар сезона отпусков, туристы чуть не каждый день застревают в аэропортах на несколько лишних часов.

А уж задержка чартера на пару часов и вовсе никого не удивляет! Чего и у кого требовать в этом случае? Мы составили инструкцию вместе с пресс-секретарем аэропорта Борисполь Сергеем НАГОРЯНСКИМ и представителем пресс-службы авиакомпании «Аэросвит» Александром СЕЛИНЫМ.

Пассажиры чартерных и регулярных рейсов имеют одинаковые права!

Причины задержек бывают разными - чаще всего плохая погода или поломка самолета. К примеру, в Москве был случай, когда работник аэропорта забыл на аэродроме закрыть крышку люка. Туда попало шасси взлетающего самолета - и вот на тебе, поломка! Всех пассажиров высадили, объяснив - техническая задержка. Более конкретная причина стала известна позднее, однако за это время пассажиры изрядно понервничали.

В любом случае согласно международным авиационным правилам перевозчик обязан бесплатно организовать для пассажиров следующие услуги:

При любой задержке:

  • предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
  • организовать хранение багажа.

Если ждете больше 2 часов:

  • 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте;
  • прохладительные напитки.

Если кукуете в аэропорту уже 4 часа:

горячее питание. Если застрянете дольше, кормить потом должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов - в ночное время.

Бывает, что у крупных авиакомпаний заключены договоры с кафе в аэропорту. Вам должны раздать талоны на питание. Кстати, булочка с чаем - нарушение правил! Обед или ужин обязаны быть сытными, с пылу с жару. Даже если вы оказались в глуши, где кафе в помине нет, перевозчик обязан выдать сухпаек.

Опоздание больше 6 часов:

разместить в гостинице (при ожидании вылета более 6 часов ночью и более 8 часов днем).

Претендовать на пятизвездочный «люкс» не приходится. Размещать пассажиров принято в ближайших к аэропорту гостиницах. Правда, вас не имеют права поселить в двухместный номер с посторонними людьми. Если условия совсем не устраивают, вы вправе самостоятельно выбрать гостиницу и ожидать вылета там, предварительно договорившись с представителями аэропорта, что вас предупредят о времени вылета. В этом случае платите за номер сами. А уже после возвращения домой (или прибытия на курорт) нужно будет написать официальный запрос в главный офис авиакомпании и получить часть потраченной суммы.

Куда идти

К стойке или представителю своей авиакомпании - у большинства перевозчиков есть почти во всех крупных аэропортах. Все вопросы - к ним. Вот только этот человек не всегда может знать точную причину задержки, так что лезть к нему с расспросами не имеет смысла. Как только ему сообщат достоверную информацию, он непременно поделится ею с вами.

Если вы летите из маленького аэропорта да еще и чартером малоизвестной компании, официального представительства может и не быть. Тогда остается только стойка информации аэропорта.

В любом случае вам должны объяснить, почему вылет задерживается, и поставить отметку в билете о задержке. Она пригодится, если потом будете писать претензию перевозчику или подавать в суд. Точное время реального вылета попросите вписать от руки представителя авиакомпании и заверить штампом (сделать это можно при посадке или повторной регистрации - ее проводят в тех случаях, когда туристов размещали в гостинице).

Если авиакомпания не собирается вас кормить или везти в гостиницу, хотя время уже подошло, опять же ищите ее представителя. Или звоните туроператору.

СИТУАЦИИ

Отправляют другим рейсом

Иногда, чтобы свести время опоздания к минимуму, а вероятные претензии к нулю, пассажира отправляют другим маршрутом или рейсом другой компании. Ни о каких доплатах речи в таком случае быть не может - все за счет аэропорта, туроператора или авиаперевозчика.

Катают в самолете по взлетной полосе

Бывает, что пассажиров сажают в самолет и пару часов катают туда-сюда по взлетно-посадочной полосе. Или лайнер просто стоит на поле. Это задержка или как? Да! И вам должны предоставить напитки и еду, исходя из тех же норм.

Отпуск стал короче

Если из-за долгой задержки первый день отпуска вы провели в аэропорту, а не на пляже, вы вправе потребовать от туроператора возврата денег за все оплаченные, но неиспользованные услуги: за ночь в отеле, пропущенную экскурсию и т. д. Как правило, претензии предъявляются уже дома, после возвращения из отпуска. Кстати, турфирмы часто предлагают какую-то компенсацию прямо на месте: дополнительную экскурсию или полупансион вместо завтрака.

Авиаперевозчик или туроператор не дали вам все, что положено?

Начинайте сбор «улик»:

  • справка от администрации аэропорта о причине задержки рейса;
  • штамп в билете с указанием фактического времени вылета;
  • счет о затратах на питание и гостиницу.

С этими «вещдоками» - не позже чем через полгода после прилета! - нужно подать письменную жалобу в главный офис авиаперевозчика либо туроператора. И если спустя месяц никакого ответа вы не получили, то уже можно обращаться в суд.

ЛИКБЕЗ «КП»

Почему чартеры опаздывают чаще

Рассказывает старший менеджер по продаже авиабилетов компании «КийАвиа» Юлия НАРЫЖНАЯ:

- Задержки чартерных рейсов чаще связаны с плохой погодой. Сильный туман, проливные дожди, как результат - плохая видимость и другие неприятные сюрпризы в первую очередь бьют по работе крупных, наиболее перегруженных аэропортов. Накапливается целая цепочка из отмененных рейсов. Когда погода налаживается и вылеты разрешают, зеленый свет в первую очередь дают регулярным рейсам, так как они всегда в приоритетном положении по сравнению с чартерами.

Еще одна причина - технические неисправности самолетов. Если у авиакомпании возникает проблема с самолетом, то в первую очередь исправный борт поставят на регулярный рейс, даже если придется задержать чартерный. Другими словами, при прочих равных условиях преимущество на стороне регулярных рейсов. А поскольку чартеры на одном направлении, как правило, соединены в цепочку (одних туристов самолет привозит, а других забирает), то при задержке одного рейса сбивается расписание всех последующих вылетов. К тому же чартерам часто достается неудобное время вылета - часов эдак в пять утра.