Все идет к тому, что «миротворец» Трамп может развязать новую войну в Латинской Америке. Речь идет о Венесуэле и ее правителе Николасе Мадуро, которого Трамп хочет лишить власти. Все это делается под предлогом борьбы с наркотиками. Но кроме публичной причины, в этом конфликте может быть заложена более выгодная для США цель – контроль за нефтью, которой у Венесуэлы богатые запасы. Только в прошлом месяце Венесуэла экспортировала более 900 тыс. баррелей нефти в день. Это является третьим по величине в мире среднемесячным показателем с начала года. На днях военно-морские силы США у побережья Венесуэлы захватили нефтяной танкер «теневого флота» Skipper, который, несмотря на санкции, перевозил нефть из Венесуэлы в Иран. После этого в мире произошел скачок цен на нефть. Журналист Коротко про разбирался в этом событии.
На видео, снятом американскими военными, можно наблюдать, как с военного вертолета Black Hawk на танкер высаживается около десятка спецназовцев в полном боевом снаряжении. Они рассыпаются по палубе, подходят к рубке, осматривают территорию.
Спецоперацию по захвату танкера совместно провели Федеральное бюро расследований, Служба расследований национальной безопасности и Береговая охрана США при поддержке Министерства войны. Таким образом они выполнили ордер, выписанный на подсанкционный корабль.
"В течение нескольких лет этот нефтяной танкер находился под санкциями Соединенных Штатов из-за его участия в незаконной сети перевозки нефти, поддерживающей иностранные террористические организации", - заявила генеральный прокурор США Памела Бонди.
Дональд Трамп, комментируя захват этого судна, заявил, что оно является «самым большим танкером из всех, когда-либо захваченных». Так что же это за судно?
Захваченный супертанкер Skipper является частью "теневого флота" судов, перевозящих санкционную нефть в крупнейшие пункты назначения. Такие танкеры все чаще используют трейдеры и перевозчики, имеющие дело с венесуэльской нефтью, с тех пор как США ввели санкции против страны - члена ОПЕК.
По данным судового портала Vanguard, задержанное судно – это зарегистрированный в Панаме танкер Skipper (ранее назывался Adisa), построенный в 2005 году под именем Toyo. Управляющая компания - нигерийская Thomarose Global Ventures Ltd, а конечный владелец - Triton Navigation на Маршалловых Островах, которую Минфин США связывал через цепочку фирм с российским трейдером Виктором Артемовым и танкерами под санкциями. В ноябре 2022 года Вашингтон включил судно в санкционный список под прежним именем, утверждая, что оно участвовало в смешивании и перевозке иранской нефти по поддельным документам. Американские ведомства также заявляли, что танкер перевозил венесуэльскую нефть в обход ограничений, действующих с 2019 года. Этот корабль является частью «теневого флота».
Skipper относится к сверхбольшим перевозчикам сырой нефти класса (Ultra Large Crude Carrier), которых также называют супертанкерами. Они имеют грузоподъемность от 320 000 до 550 000 тонн. Их длина 415 метров (четыре футбольных поля), ширина - 63 метра и осадкау более 35 метров. Такие суда требуют при заходе в порты специальных терминалов.
Спутниковые данные TankerTrackers и внутренние графики государственной нефтегазовой компании Венесуэлы (PDVSA) показывают, что Skipper загрузил нефть в Пуэрто-Хосе 4–5 декабря, затем перегрузил часть партии у Кюрасао на панамский Neptune 6, который, по данным источников, направлялся на Кубу. После этого Skipper был перехвачен силами США в Карибском море.
Аналитик нефтяной компании Kpler Мэтт Смит заявил, что захваченный танкер Skipper под панамским флагом не отслеживался в коммерческих целях и, вероятно, имел отключенную автоматическую идентификационную систему. В 2022 году Минфин США назвал судоходную компанию Triton (официальный собственник судна) одной из «судоходных компаний, критически важных для сети контрабанды нефти», поддерживающей ливанскую «Хезболлу».
МИД Венесуэлы осудил задержание, назвав его «вопиющим хищением и актом международного пиратства». Морская администрация Гайаны сообщила, что США уведомили ее о задержании Skipper за незаконное использование флага Гайаны, отметив рост таких случаев.
И все эти суда, находящиеся под санкциями США и работающие в Венесуэле, могут оказаться под ударом Вашингтона после того, как Береговая охрана США захватила супертанкер с грузом венесуэльской нефти.
Примечательно, что захват танкера произошел через два дня после интервью Politico, в котором Трамп неоднократно отказывался исключить возможность отправки войск в Венесуэлу для свержения президента Николаса Мадуро. Администрация Трампа несколько месяцев оказывает давление на Мадуро с требованием передать власть оппозиции, в том числе восстановив санкции и наращивая военное присутствие США в Карибском бассейне. Трамп заявил, что США оставят конфискованную на танкере нефть себе, но не был уверен в пункте назначения и грузе танкера, предложив репортерам «взять вертолет и проследить» за судном, чтобы узнать, в какой порт оно направляется.
"Это еще не все. Будут происходить и другие вещи (речь идет о действиях Соединенных Штатов, направленных против режима Николаса Мадуро в Венесуэле. - Прим. ред.). Вы увидите их позже", - сказал Трамп во время общения с журналистами.
Агентство Bloomberg утверждает, что захват танкера американскими военными может сильно осложнить экспорт венесуэльской нефти, так как перевозчики станут опасаться заходить в венесуэльские порты. Отметим, венесуэльскую нефть в больших количествах покупает Китай. Это происходит через посредников и при помощи так называемого "теневого флота", ведь США ввели против Венесуэлы экономические санкции.
Сразу после того, как стало известно, что американские военные захватили танкер, цены на этот ресурс в мире начали увеличиваться. Нефть сорта Brent подорожала на 27 центов - до 62,21 доллара за баррель, а американская нефть сорта West Texas Intermediate подорожала на 21 цент - до 58,46 доллара за баррель.
Справка
Глобальный «теневой флот» включает 1423 танкера, из которых 921 подпадает под санкции США, Великобритании или Европы, согласно анализу, проведенному специалистами Lloyd's List Intelligence. Обычно они старые, их собственность непрозрачна, и они плавают без страхового покрытия высшего уровня, отвечающего международным стандартам для крупных нефтяных компаний и многих портов.
Согласно данным мониторинга судов, эти танкеры в основном транспортируют подсанкционную нефть из России, Ирана и Венесуэлы в азиатские направления. Многие из них совершали отдельные рейсы, перевозя иранскую или венесуэльскую нефть, а затем российские грузы.