На рассмотрение парламента планируется повторное вынесение законопроект о реестрах №10242, который предусматривает ответственность для журналистов за разглашение информации. Этот документ вызвал большой резонанс в обществе. Почему – в материале Коротко про.
В первом чтении законопроект парламент проголосовал 16 января 2024, однако во втором чтении голосование не состоялось. 4 декабря этого года Верховная Рада опять не поддержала этот законопроект. Но правоохранительный Комитет Верховной Рады продолжает выносит его на голосование. Должны были депутаты рассматривать его и сегодня, 18 декабря, но «учитывая общую позицию медиасообщества по неприемлемости законопроекта №10242 (который против журналистов), позицию НАБУ/САП относительно «правок Лозового», наличие наших (депутатских, - Ред.) 1600 правок, сегодня этот законопроект №10242 в Раде рассматриваться не будет», - написал в своем ТГ-канале народный депутат Ярослав Железняк.
Целью законопроекта №10242 является усиление ответственности за киберпреступления и некоторое описательное уточнение этих противоправных действий, например в части публичных электронных реестров. Законопроектом предлагается внести правки в статью Уголовного кодекса, в частности - усилить уголовную ответственность во время войны за разглашение данных из государственных реестров от 2 до 5 лет заключения.
Как говориться в законопроекте, он предполагает ужесточение уголовной ответственности "за несанкционированное вмешательство, сбыт или распространение информации, обрабатываемой в публичных электронных реестрах". И даже если суд признает, что информация, которую они разглашают, является общественно необходимой, они могут подвергаться уголовному преследованию.
Как поясняет издание «Детектор медиа», проблемность таких изменений заключается в том, что журналисты-расследователи довольно часто пользуются информацией из баз данных, преимущественно публичных реестров, для того, чтобы исследовать вероятную противоправную или общественно вредную деятельность чиновников.
Но если законопроект №10242 вступит в силу, ничто не будет мешать правоохранителям открыть дело на журналиста и проводить досудебное расследование, чтобы установить источник слива данных.
Например, если обличитель получает доступ к электронной базе для разоблачения злоупотреблений, его действия могут быть квалифицированы как несанкционированное вмешательство или распространение информации с ограниченным доступом. Даже если она указывает на коррупцию, обличитель рискует оказаться на скамье подсудимых вместо тех, кто нарушает закон.
В то же время авторы этого законопроекта из фракции «Слуги народа» уверяют, что журналистам ничего не угрожает. В частности, депутат от фракции "Слуга народа" Максим Бужанский заверил, что законопроект никоим образом не ограничивает распространение информации из публичных реестров. Он только вводит ответственность для правоохранителей за незаконный доступ и передачу сведений из закрытых реестров, и баз данных, но ни в коем случае не влияет на деятельность обличителей коррупции, а тем более не ограничивает ни свободу слова, ни деятельность журналистов.
Нардеп подчеркнул, что в Украине десятки миллионов граждан внесены в базу "Оберег", куда слиты все государственные реестры. По его словам, поэтому нужно защитить индивидуальные данные от распространения. "Если кому-то нравится, что правоохранители направо и налево торгуют данными из закрытых реестров, то нам – нет", – отметил Бужанский.
Внефракционный народный депутат, член Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Юлия Яцик поясняет, что законопроектом устанавливается ответственность только за несанкционированный доступ, как, например, мошеннические действия, вредоносное программное обеспечение, вмешательство в базы данных, искажение информации в них и т.д. Этот законопроект также поддерживает и спикер Верховной Рады Руслан Стефанчук.
Не соглашается с Бужанским и Стефанчуком политолог Владимир Фесенко.
- Это уже не первый раз, когда политики и правоохранительные органы пытаются ввести правовой предохранитель против журналистов и их расследований. Это способ защиты интересов правящей элиты и в то же время препятствие для журналистских расследований. Это старая проблема, но сейчас, во время войны она обострилась. Но перспективы принятия этого закона в нынешней виде, весьма невелики. И против него также могут выступать наши зарубежные партнеры и союзники, - поясняет политолог.
Аргументы представителей власти оказались малоубедительными и свое негативное отношение к законопроекту выразили украинские СМИ, медийные организации, в частности, Медиарух, Институт массовой информации, ГО Детектор медиа. В Amnesty International считают, что этот законопроект может иметь серьезные последствия для свободы слова в Украине. Ведь он создает угрозу для защиты журналистских источников и расследователей общественно значимой информации. Он может быть использован для преследования журналистов, освещающих коррупционные схемы и злоупотребления властью, подрывающей свободу печати в стране.
“Этот законопроект не только нарушает права журналистов, но и угрожает свободе медиа в Украине. Он создает серьезную опасность для защиты источников информации, а также подвергает сомнению способность журналистов выполнять свои профессиональные обязанности. Он может стать инструментом для устрашения и репрессий против тех, кто раскрывает факты коррупции и злоупотребления властью. Мы призываем Верховную Раду не принимать этот законопроект, противоречащий принципам свободы медиа”, - отметила Вероника Вельч, директор Amnesty International в Украине.
"Под прикрытием борьбы со "злоупотреблением данными" создается инструмент, который может быть использован для преследования журналистов, освещающих коррупционные схемы или злоупотребления властью. Примерами расследований, авторы которых могут быть привлечены к ответственности по нормам данного законопроекта, являются материалы о схемах выезда" мужчин за границу во время военного положения или об обогащении представителей прокуратуры”, - говориться в заявлении Медиаруха.
Вместо этого меда-сообщество предлагает обеспечить четкие гарантии для журналистов-расследователей. Верховная Рада должна внести в законопроект №10242 положения, которые будут освобождать их от ответственности за разглашение общественно важной информации. Также нужно уточнить нормы статей, которые определяют наказание. Важно четко разграничить преступные действия, направленные на вред, и действия, направленные на защиту общественного блага. А также нужно стимулировать прозрачность и государство должно создать условия, при которых расследователи будут чувствовать поддержку, а не угрозу.