Украина возлагает большие надежды на "Саммит мира", который пройдет 15-16 июня в Швейцарии. Что он должен дать на практике, почему там будут отсутствовать представители Китая и когда можно приглашать к переговорам Россию, Коротко про рассказал политолог, соучредитель Национальной платформы устойчивости и сплоченности Олег Саакян.
– На саммит приедут представители около 100 стран. Зачем нам такое большое представительство?
- Это сделано для максимальной репрезентации мира, для того, чтобы выработанные на саммите предложения имели высокую легитимность, поскольку де-факто речь идет не о переговорах с Россией, а переговорах о возвращении силы международному праву. На первый саммит вынесены три темы – ядерная, продовольственная безопасность, обмен пленными и возвращение детей.
На первый взгляд, эти темы не касаются завершения российско-украинской войны. Но они касаются деструктивного влияния созданных Россией прецедентов на международное право. Например, Запорожская АЭС сейчас захвачена россиянами, и существует угроза для ее безопасности. Так может произойти в каждой точке мира, когда атомный объект может оказаться рядом с агрессивными и милитаристскими соседями. Это может быть и в Африке, и в Латинской Америке.
Продовольственная безопасность связана не только с судоходством в Черном море, но и во всем мире. В Красном море, например, судоходству грозят хуситы и сомалийские пираты. В настоящее время обостряются отношения стран Южнокитайского моря – Китая и Филиппин. А через Южнокитайское море провозят товаров, в том числе и продуктов, на триллионы долларов.
Освобождение пленных и возвращение детей также может относиться не только к Украине – это общегуманитарный вопрос. Соответственно, такая повестка дня саммита специально создана для того, чтобы максимально обеспечить репрезентацию глобальных проблем. И первый саммит направлен не столько на статусность, сколько на количество участников.
То есть в целом российско-украинская война создала еще ряд прецедентов, которые прямо сейчас не входят в повестку дня первого саммита. По результатам российско-украинской войны, процесса ее течения и результата мы или окажемся в мире, в котором запустится «геополитическое сафари» - охота милитаризованными и более сильными соседями на своих более слабых и чаще демократических соседей. Или мы выйдем в ситуацию, когда мир, по крайней мере, получит шанс сделать выводы и сила права не посыплется под ударами права силы.
– Но все же, почему на первый саммит не вынесли ключевые вопросы мира – прекращение огня, вывод вражеской армии и прочее?
– Потому что эти вопросы не решаются в подобном формате. Если бы мы только так задали вопрос, то его бы поддержали только наши союзники – страны формата "Рамштайн". И тогда какой смысл в подобном саммите? А так вынесенные вопросы касаются того, что будет после завершения российско-украинской войны и по каким принципам будет жить мир. Сам "Саммит мира" не о завершении российско-украинской войны, он о создании механизмов, для того чтобы мир стал более безопасным и был способен принудить агрессора, включая Россию, к цивилизованным правилам игры. А на основе этих правил уже будут принуждать Россию к миру.
Это не разговор между преступником и жертвой, это разговор между прокурором, судьей, жертвой и полицией о том, как принудить агрессора к тому, чтобы сохранялся порядок и восстановить в правах эту жертву. А агрессора привлечь к ответственности. Потому что в нашей ситуации сейчас две проблемы. Одна – это невменяемый агрессор, а другая – это отсутствие полиции, прокуроров, которые бы влияли на него.
– И именно поэтому, наверное, не приглашают Россию на первый саммит. А на каком этапе можно Россию включать в процесс?
- Как только по каким-то вопросам будет достигнут предварительный консенсус между государствами, то сразу этот вопрос можно класть перед Россией на стол с тем, чтобы узнать, готовы они или не готовы.
– А почему Россия сейчас так хочет сорвать этот саммит?
- Потому что преступник никогда не хочет отвечать за преступление. Агрессор не хочет, чтобы был создан эффективный механизм принуждения его к миру. Поэтому очевидно, что для РФ этот саммит крайне угрожающий. Ибо он фактически направлен на то, чтобы отремонтировать и построить новые механизмы, чтобы ни Россия, ни кто-либо другой не мог себя вести таким образом на международной арене. Недаром Российская Федерация заявляет, что на этом саммите ничего не решается, но при этом задействует всех, чтобы сорвать его.
– О чем говорит нежелание Китая участвовать в саммите?
– Китай не участвует в мирном процессе как в своих, так и в российских интересах. Во-первых, Китай не заинтересован в том, чтобы в мире появились дополнительные механизмы защиты, недопущения и реагирования на агрессивные амбиции. И показательно, что это совпало с заявлением министра обороны Китая о готовности силой противодействовать независимости Тайваня. Что очень показательно именно для этой логики. Они не заинтересованы в более сильном международном праве.
Второе. Для Китая формат "Саммита мира" - это размытие их акций, понижение их статуса в мире как супердержавы. И на каком они фактически - как на чужом празднике. На саммите планируется Индия, арабские страны, другие участники. И таким образом, Китай становится лишь «одним из них», а не первым. А они чувствуют себя альтернативным полюсом мировой политики, они постоянный член Совбеза ООН, для них важен их эксклюзивный статус, который они не хотят потерять.
И в-третьих, они выторгуют себе преференции от России. Для Китая не принять участие в "Саммите мира" - это возможность обменять свою поддержку на конкретные и важные для себя ресурсы в России.
– Вы упомянули об Индии и о Глобальном Юге, но Индия будет представлена на саммите чиновниками низкого ранга. Почему это так?
- Потому что Индия пытается сохранять позиции нейтрального государства. С одной стороны, они вроде бы включаются в этот формат, но при этом оставляют для себя поле для маневра. В случае если формат "Саммита мира" «взлетит» и будет иметь какое-то следствие и положительные сдвиги, то Индия поднимет уровень представительства в нем. А если формат "забуксует" или не будет иметь желаемого эффекта, то для них риски минимальны.
– Как считаете, почему не хочет Байден приезжать?
- Скорее всего, США не испытывают необходимости участвовать в саммите в условиях избирательной кампании в Америке, когда каждый час на вес золота. Там не видят потребности участия именно Байдена и тратить инвестиции его времени в это. США будут представлены на саммите на высоком уровне с директивами от президента. Конечно, для Украины обидно, хотелось бы видеть Байдена, но повлияет ли это как-то на возможности, на потенциал "Саммита мира"? Никаким образом не повлияет.
– Будет ли зависеть результативность формата "Саммита мира" и общий переговорный процесс от того, кто станет президентом Соединенных Штатов?
– Безусловно, это будет влиять, но не будет ключевым фактором. "Саммит мира" – это не американский, а украинский проект, в котором мы имеем поддержку ряда западных государств совершенно разной интенсивности. И Соединенные Штаты даже не лидируют среди наших стран-партнеров в поддержке и установлении этого формата.
- Чего же на практике ждать от первого саммита, что мы можем получить?
– Пройдет инаугурация - и начнет действовать новый формат создания механизмов его дальнейшего развития. Появятся рабочие группы, начнутся наработки по этим трем направлениям. Скорее всего, на инаугурационном саммите мы увидим общее коммюнике с общим присоединением к принципам и презентацию системы обеспечения деятельности этого саммита.