Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
3 мая
Загрузить еще

Еще два законопроекта в русле мобилизации: наказание за военные правонарушения и права заключенных

Еще два законопроекта в русле мобилизации: наказание за военные правонарушения и права заключенных
Фото: facebook.com/stefanchuk.official

Закон о новых правилах мобилизации и военного учета вступает в силу 18 мая, однако работа над темой в Раде не завершена. Депутаты должны оценить и принять еще два сопутствующих законопроекта. Один был разработан в Минобороны и внесен на рассмотрение Кабмином, новеллы второго идут от Минюста.

Речь идет об усилении наказаний за военные правонарушения и мобилизацию приговоренных к лишению свободы. Оба законопроекта депутаты уже приняли в первом чтении, а перед вторым, как это принято, будут дискутировать и вносить правки. Какие положения противоречивы - в материале Коротко про.

Тюрьма за отказ от ВЛК

В пояснительной записке к законопроекту № 10379 говорится, что он разработан “в связи с необходимостью усовершенствования организационно-правовых основ комплектования Вооруженных Сил Украины и усиления ответственности за нарушение правил военного учета и законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационную подготовку и мобилизацию.

Содержание документа, разработанного в ведомстве Рустема Умерова, вполне конкретно. В Кодексе Украины об административных правонарушениях в десять раз увеличиваются штрафы, в Уголовный кодекс включается ответственность за уклонение от прохождения военно-врачебной комиссии.

Что предлагается:

  • за нарушение правил военного учета (ст. 210 КУоАП) штраф от 8500 до 17 000 грн;
  • за нарушение законодательства об обороне, воинской обязанности и военной службе, мобилизационной подготовки и мобилизации (ст. 210-1 КУоАП) штраф 34 000 – 85 000 грн;
  • за такие же действия (210-1), совершенные в условиях особого периода, штраф 153 000 – 204 000 грн;
  • возможность административного ареста для уклоняющихся на трое суток;
  • за отказ от прохождения медицинского осмотра от 3 до 5 лет лишения свободы (ст. 336 УКУ).

Впрочем, пугаться этих цифр рано. Повторяется история с санкциями за уклонение от вызова в ТЦК и СП. Кабинет министров просил ввести три (запрет на выезд за пределы Украины, блокирование банковских счетов, запрет на управление транспортом), депутаты оставили одну – временное ограничение в пользовании автомобилем.

Вот и снова. Не успел законопроект № 10379 "остыть" на сайте Рады, как член комитета ВР по правоохранительной деятельности Максим Бужанский обнародовал предложения от депутатов:

  • за нарушение правил военного учета – штраф от 3400 до 5100 грн, повторно или в особый период – от 17 000 до 22 500 грн;
  • за нарушение законодательства об обороне и мобилизации в мирное время – штраф от 5100 до 8500 грн, в военное время – от 17 000 до 22 500 грн.

Что касается административного ареста и от 3 до 5 лет, то депутат пообещал: такого не будет.

Очевидно, сейчас идет поиск компромиссов между "жестким" правительством и "мягким" парламентом. Как это было с законопроектом о мобилизации.

Педофилов и "пожизненников" – к оружию

Дискуссии вокруг права преступников выполнять конституционную обязанность по защите Отечества шли давно. Предлагалась амнистия для осужденных за нетяжкие и средней тяжести преступления, но в конце концов остановились на условно-досрочном освобождении тех, кто выразит желание взять в руки оружие. Однако зарегистрированный группой депутатов законопроект №11079 несколько удивил, а кого-то и шокировал.

Исходя из текста статьи 81-1, предлагающей дополнить Уголовный кодекс, право перейти в ряды ВСУ из исправительной колонии предоставляется убийцам, разбойникам-рецидивистам, насильникам, педофилам и даже осужденным на пожизненное заключение, если по состоянию здоровья они будут пригодны. Дословно: “При проведении мобилизации и действия военного положения к лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы, кроме лиц, осужденных за совершение преступлений против основ национальной безопасности Украины, может быть применено условно-досрочное освобождение для прохождения ими военной службы по контракту”.

То есть исключение сделано только для шпионов, предателей и коллаборантов. Ранее же обсуждались варианты, когда тяжкие, по крайней мере, особо тяжкие преступления не могут быть основанием для зачисления в ряды ВСУ. Следовательно, можно предположить, что ряд депутатов будут выступать за то, чтобы расширить список ограничений.

В то же время в Минюсте будут гнуть свою линию. В эфире телемарафона глава ведомства Денис Малюська выдвинул еще один чуть-чуть эгоистический аргумент в пользу мобилизации осужденных за тяжкие преступления: “...нам не нужно будет думать о том, как их охранять, кормить, заботиться. Особенно, в условиях дефицита ресурсов и в условиях ограниченного количества тюрем... Мы на каком-то этапе можем "лопнуть", поэтому нам нужно думать о том, как уменьшать количество тех, о которых мы заботимся в наших учреждениях”.

Спецроты и уже без контракта

Имеют претензии к законопроекту “про зеков” и правозащитники, которые также пытаются влиять на позицию депутатов. В частности, председатель ОО "Защита узников Украины" Олег Цвилый обращает внимание на упомянутые в законе "специализированные подразделения воинских частей или специализированные воинские части", где должны служить досрочно освобожденные. Такие "зекороты" опасны тем, что осужденные могут культивировать свою субкультуру и устанавливать свои порядки, тогда как в обычных воинских частях должны будут ориентироваться на хорошие примеры и таким образом будут перевоспитываться.

Бывший руководитель пенитенциарной службы адвокат Сергей Старенький сообщил в видео в фейсбуке, что депутаты намерены изменить механизм приема досрочно освобожденных на службу в ВСУ. Нынешняя редакция законопроекта предусматривает заключение контракта, но от такой формы они хотят отказаться.

- Заключение контракта несет определенную ответственность и гарантии с обеих сторон. И со стороны осужденного, где нужно предусмотреть все "за" и "против", какие возможны, а также ответственность со стороны командира, который считает, что этот осужденный принесет пользу его части, будет выполнять задачи, и командир берет на себя определенные обязательства, – говорит юрист.

По мнению Сергея Старенького, польза законопроекта для армии несколько переоценена. По его оценкам, даже при досрочном освобождении, даже при контракте, желающих и пригодных к службе в колониях найдется не более 1000 человек.