22 декабря
Загрузить еще

Украина может получить «самолет будущего» - турецкий KAAN

Украина может получить «самолет будущего» - турецкий KAAN
Фото: Прототип самолета KAAN - wikipedia.org

В ближайшие несколько лет Украина намерена пополнить свой авиапарк боевых самолетов истребителями самого последнего – пятого поколения. Как сообщил Чрезвычайный и Полномочный посол Украины в Турции Василий Боднар, Киев намерен приобрести у этой страны истребитель KAAN (Каган) TF-X. В перспективе он сможет конкурировать на рынке с американскими истребителями пятого поколения.

Аналог американских самолетов F-35 и F-22

Разработку этого истребителя Турция начала в 2017 году. Презентацию самолета провели в конце 2023-го. KAAN имеет два двигателя и внешне похож на уменьшенную "копию" американского F-22 Raptor. Но F-22 Raptor Соединенные Штаты не продают за рубеж. Турецкий национальный истребитель может составить конкуренцию американским F-35 и F-22.

Предполагается, что KAAN будет малозаметным и сможет развивать скорость 1,8 Маха. Он будет способен применять ракеты класса "воздух-воздух", ракеты класса "воздух-поверхность" и различные авиабомбы, включая управляемые.

Будут созданы как одноместная версия истребителя, так и модификация с двумя пилотами. На вооружение Воздушных сил Турции он может поступить в 2028-м. У него будет современная оптически-электронная локационная система и бортовая РЛС. Производство трех прототипов MMU Block планируется завершить к концу 2026 года и один прототип Block I – к 2029 году.

Первые серийные самолеты будут иметь характеристики истребителя 4++ поколения, но в дальнейшем его авионику и оборудование обновят, чтобы он соответствовал характеристикам самолетов 5-го поколения. Таким образом Турция присоединится к клубу государств, обладающих новейшими истребителями национальной разработки и производства.

"KAAN может стать вариантом для стран, которые не имеют доступа к истребителям западного производства", - говорит турецкий оборонный аналитик Озгур Экси.

Будет работать в связке с беспилотниками

Учитывая сроки создания истребителя, инженерам придется спрогнозировать уровень развития технологий в 2020-2030-е годы. Военные эксперты считают, что после 2030 года воздушное звено будет состоять из одного истребителя с пилотом и нескольких беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). При этом разрабатывается вариант истребителя с двумя пилотами: один будет отвечать, собственно, за управление боевой машиной, второй - контролировать БПЛА. Предполагается, что к окончанию 2020-х годов будет получена техническая возможность эффективно блокировать связь беспилотных аппаратов с наземными командными пунктами за счет применения средств радиоэлектронной борьбы, поэтому актуальным станет вопрос управления этими аппаратами непосредственно в воздухе.

Дорогое удовольствие

Отдельной проблемой для турецких специалистов является разработка двигателя. Для разработки реактивного мотора «с нуля» потребуется около 30 лет. По этой причине на турецкие истребители планируют ставить импортные двигатели. Свою помощь в создании истребителя предложила также Италия, которая приняла решение поделиться с Турцией технологиями истребителя Typhoon.

Украинские авиаконструкторы также принимают участие в создании двигателя для нового истребителя. В прошлом году в Турции заявили, что из-за высокой стоимости этого проекта Анкара ищет партнеров для производства истребителя KAAN. Ранее сообщалось, что ожидаемая стоимость этого самолета может пересечь отметку в 100 миллионов евро уже на стадии разработки. Министр обороны Турции Ясар Гюлер заявил, что Пакистан собирается присоединиться к разработке. Также подписано соглашение с Азербайджаном.

ТТХ самолета:

  • размах крыльев истребителя - 14 м,
  • общая высота - 6 м,
  • длина - 21 м.
  • Кабина рассчитана на одного пилота.

Мнение эксперта

Валерий Романенко, авиаэксперт:

- Этот самолет - турецкая попытка создать истребитель пятого поколения. Но сейчас он находится на стадии испытаний, и реально его можно будет выкатить на летную площадку не ранее 2026 года. У него классические формы самолета 5-го поколения. В его создании широко используются стелс–технологии (невидимость). Нет подкрыльных пилонов, фюзеляж характерной конструкции с наклонными панелями и пр. Что же касается мощных средств радиоэлектронной борьбы в нем, которые являются необходимым атрибутом истребителей 5-го поколения, то по этому поводу пока ничего не известно. Есть ли там радары с фазированными антенными решетками – сейчас нельзя сказать.

KAAN может стать конкурентом американских истребителей F-35 только в той мере, насколько турецкая экономика может конкурировать с американской.