В эфире телемарафона глава Минюста Денис Малюська высказался против того, чтобы осужденных могли мобилизовать по их желанию (такое предложение содержится в готовящемся ко второму чтению законопроекту Кабинета министров ).
"Никто их не планирует спрашивать. По крайней мере, такова наша позиция. Это обязанность каждого гражданина – защищать государство", – заявил министр, добавив, что в любом случае решение должны выносить органы, занимающиеся комплектованием армии. Позиция Минюста такова, что даже в отношении заключенных ТЦК должен принимать решение, кто им нужен, а кто нет.
Журналистка Коротко про разобралась, что сейчас говорит об этом закон. Формулируем в вопросах и ответах.
Основания, дающие право на отсрочку от мобилизации, названы в статье 23-й Закона " О мобилизационной подготовке и мобилизации ". Отбывание наказания с испытательным сроком, то есть условный срок, там не указано. Не указаны такие осужденные и среди лиц, которые согласно статье 37 Закона "О воинской обязанности и военной службе" подлежат снятию с военного учета.
Таким образом, по ныне действующему законодательству осужденные, находящиеся на испытательном сроке, подлежат мобилизации на общих основаниях. Это правило распространяется и на тех, кто приговорен к штрафу, исправительным работам или другим видам наказания, не связанным с лишением свободы.
Если мера пресечения не связана с лишением свободы, то да. В Законе «О воинской обязанности и военной службе» говорится, что уведомление о подозрении в совершении уголовного правонарушения дает отсрочку от призыва на срочную службу. На призыв для мобилизации во время военного положения эта норма не распространяется.
Что касается суда, то 14 апреля 2022 г. в Уголовно-процессуальный кодекс были внесены изменения, позволяющие (не обязывающие) останавливать судебное производство в отношении обвиняемого, призванного для прохождения военной службы во время мобилизации на особый период. Решение остается за судом.
Если подследственный или подсудимый находится в СИЗО, он имеет право (исключительно право) написать в адрес прокурора ходатайство об изменении меры пресечения для прохождения военной службы. Удовлетворить просьбу или нет, решает суд.
Однако такое право не распространяется на фигурантов уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, в том числе военным преступлениям и преступлениям против национальной безопасности.
Согласно ст. 37 Закона "О воинской обязанности и военной службе" исключению из воинского учета подлежат лица, направленные для отбывания наказания в учреждения исправительного характера или к которым применено принудительное лечение.
На воинский учет не возвращаются, а значит, не подлежат мобилизации, лица, освободившиеся из мест несвободы, где отбывали наказание за тяжкие или особо тяжкие преступления. Такими считаются статьи Уголовного кодекса, которыми предусмотрено от 5 и более лет лишения свободы.
Только при условии, что президент удовлетворит ходатайство о помиловании. В начале российского полномасштабного вторжения была такая практика, но сейчас она приостановлена.
Да, если судимость была за нетяжкие или средней тяжести (до 5 лет) преступления. Нет – с судимостью за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Заметим, что речь идет о непогашенной судимости.
Согласно статье 89 Уголовного кодекса судимость снимается, если человек, осужденный за тяжкое преступление, в течение 6 лет со дня окончания отбывания наказания не совершил нового уголовного правонарушения.
Если судимость погашена, люди считаются не судимыми и теряют основание для отсрочки от мобилизации.
Закон не отличает предмет преступления, а только степень его тяжести – небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие.
На гражданских и бывших военных распространяются одинаковые правила: непогашенная судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление является основанием для отсрочки.