Новый наземный дрон “Мангал”, изготовленный специалистами “Инженерного корпуса”, может перемещаться по любой местности, развивать скорость до 60 км/ч и совмещает в себе множество функций - камикадзе, разведчика, минера, подвоз боекомплекта. “Мангал” начинался с наземного дрона "Сирко". Его разработчиком был 22-летний боец ВСУ Евгений Гнатюк, назвавший свою работу в честь погибшего товарища. О новой разработке - “Мангале” - Евгений рассказал KP.UA.
- Евгений, как возникла идея разработки дрона “Мангал”?
- Когда я создал первые дроны «Сирко», предшественников «Мангала», и отправил их на фронт, мы с ребятами решили: нужно что-то полноприводное. У «Сирко» задний привод, и дрон достаточно большой по размерам. Нужно было что-то поменьше, чтобы тихо подкрадываться к врагу и выполнять свои задачи.
Хотелось сделать что-то на колесах. Первый дрон “Мангал” получился великоват - почти в 2 раза больше того, который есть сейчас. Протестировали его и пришли к выводу, что нужно что-то поменьше.
Потом была вторая версия - уже меньших размеров, но все равно нуждался в доработке. Нужно было создать более совершенного робота с возможностью массового производства.
Третья модификация “Мангала” работала нормально. Этих дронов мы отправили на фронт очень много. Не могу назвать точной цифры, но это не десятки, можно говорить приблизительно о сотне моделей.
- А каким образом вы испытываете дрон? Что именно проверяете?
- Испытание всех дронов проходит так, чтобы можно было сразу увидеть все недостатки, заменить какие-то детали. Если дрон не проходит испытание, тогда комплектующие, которые нужны, меняют на новые.
Это проезд по полигону, проезд по песку. Такая небольшая эстафета - дрон едет по песку километр, затем берет на себя мину и с этой миной он должен вернуться назад. Если он делает это на песку, значит, и на земле проблем не возникнет. Так мы получили аппарат с более или менее нормальной ходовой частью. Затем испытывается видеосвязь и управление дроном. После прогоняются колеса.
Затем проходит испытание аккумулятор дрона - заряд, разряд и так далее. Ну и, напоследок, катаемся, проверяем, чтобы все нормально работало. После этого дрон попадает на фронт.
- Чем полезны наземные дроны “Мангал” на фронте?
- По сравнению с летающими дронами наземные больше защищены от систем РЭБ (радиоэлектронная борьба). Кроме того, у них высокая грузоподъемность. Сейчас нет других дронов, которые возьмут на себя две противотанковые мины и будут перемещаться по любой местности. И “Мангал” может минировать местность.
Плюс наш дрон тяжело обнаружить. Почему? Обычные летающие дроны очень хорошо слышны, когда они летят в 500 метрах и больше. “Кажаны” (украинский боевой дрон) вообще слышно за несколько километров. А наш - бесшумный: во время его передвижения двигатели работают тихо.
Кроме того, он многофункционален. Область применения дрона ограничена только фантазией военных. А так можно делать с ним что хочешь.
- Наземные дроны менее заметны для широкой публики, но, оказывается, у них есть свои преимущества…
- Сейчас большая часть воздушных дронов может летать благодаря наземным дронам: они перевозят ретрансляторы, благодаря которым значительно возрастает дальность действия летающего дрона.
В некоторых ситуациях наземные дроны помогают авиации. Это не значит, что летающие дроны хуже - каждый дрон создавался под свою задачу, которую успешно выполняет.
- Из каких материалов сделан “Мангал”?
- Если брать первые установки, они создавались своими руками. Нарезали запчасти из обыкновенной стали, пробовали, мерили и так далее.
Теперь для нас делают корпуса с помощью лазерных технологий. Сейчас система создания дронов работает более или менее слаженно - материал приезжает к нам, а мы все собираем, кодируем и отправляем готовый продукт на передовую.
- Как много времени уходит на изготовление одного такого дрона?
- Время изготовления дрона зависит от состава команды. 3-4 человека изготовляют один «Мангал» за два дня.
- А сколько людей в вашей команде работает над созданием дронов?
- Над дронами “Мангал” трудится примерно десять человек. Это сборка, закупка комплектующих и так далее. А с “Сирко” я работал один.
- Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются разработчики дронов, – это цена. Во сколько обойдется «Мангал»?
- На сегодняшний день его цена - 52 тысячи гривен, это только по комплектующим.
В принципе, “Мангал” один из самых дешевых дронов в стране. Остальные стоят от 100-150 тысяч и выше.
- Можно ли наладить массовое производство таких дронов и что для этого нужно?
- Если говорить о нескольких сотнях как о массовом производстве, оно уже налажено. Если под массовым производством понимать тысячи дронов, это тоже можно сделать, но для этого мне понадобится где-то десять миллионов гривен. Естественно, при этом упадет и себестоимость.
ТТХ ДРОНА
В «Инженерном корпусе» рекомендуют использовать «Мангал» в паре с квадрокоптером или другим летательным аппаратом с камерой – тогда можно передавать изображения оператору и контролировать дрон с воздуха.