Санкции против России – это уже не тема для шуток россиян, а вполне ощутимые их проблемы. Пока президент РФ уверяет, что экономика страны благодаря санкциям стала адаптивной, гибкой и зрелой (читай – на законодательном уровне узаконена контрабанда), простые граждане ощущают дискомфорт. Конечно, не столько от отключения российских банков от системы SWIFT, сколько от постепенного исчезновения привычных вещей и отсутствия им адекватной замены.
В принципе, за почти десять санкционных лет россияне как-то свыклись с мыслью, что их «великая держава» в состоянии производить только неприятности соседям. Собственное изготовление лекарств, автомобилей, гаджетов никого особо не интересует. Производство обыкновенных гвоздей тоже за пределами понимания россиян – недавно выяснилось, что их Россия импортирует из Китая. Путин обещает, что российский бизнес уже перехватил все прерванные санкциями цепочки производств, оздоровился и "импортозаместился", но… Похоже, он живет в другой реальности.
Возьмем навскидку автопром. Тот самый, ставший сюжетом для шуточек и анекдотов на многие годы еще со времен СССР. Попытки изобрести нормальный отечественный автомобиль, который не будет доводить до истерики мастеров станций техобслуживания, провалились даже с наличием импортных комплектующих. После того как грянули санкции, автобизнес принял позу покойника. Дефицит запчастей уже стал дамокловым мечом над этой отраслью. «Импортозаместить» их не удалось, так что все равно придется везти из-за границы. Уже тяжело найти кузовные запчасти для иномарок, не исключено, что к дефициту добавится и рост цен. Поток запчастей, шедший в Россию через Кавказский регион, прекращается – Запад решил ужесточить контроль за своими санкциями. Еще немного – и засияют дыры на складах крупных запчастей на территории РФ. А поскольку население предпочитает хоть плохонькие, да иномарки отечественным «волгам» и «ладам», чинить их будет тяжело, долго и дорого. Также автоконцерны BMW и Audi ограничили доступ российских дилеров к своему программному обеспечению. Владельцам машин этих марок теперь недоступна история техобслуживания и обновления элементов. Без этого ремонтироваться они смогут только в гаражах.
Мастера СТО просят не уповать на китайские авто, которыми сейчас заполняется российский авторынок. Обычно они начинают ломаться уже через полтора-два года, как бы аккуратно на них ни ездили.
При дефиците импортных автомобилей, российские машины все равно не пользуются особым спросом. Фото: REUTERS
Три страны Балтии, плюс 15 сентября к ним присоединилась и Финляндия запретили въезд автомобилям с российскими номерами. Это не просто каприз, а их собственные санкции в отношении страны-агрессора. Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс сообщил, что автомобили с российскими номерами могут покидать Эстонию через внешнюю границу или пересекать внутренние границы ЕС. Но при въезде в страну пользователь или владелец должен будет либо вернуться в РФ вместе с машиной, либо пересечь границу без нее.
- Эстония считает необходимым использовать все возможности, чтобы повысить цену агрессии для РФ. Проконсультировавшись с властями Латвии и Литвы, мы пришли к выводу, что ограничения наиболее эффективны при введении совместных санкций, - отметил Ляэнеметс.
Мобильная связь в России также начала свой путь к закату. Нет, мобильники работают и даже выполняют свои функции, но вот качество связи… После введения санкций строительство сетей загнулось – стране не хватает около 50 000 базовых станций. Чтобы закрыть дефицит, участники рынка с начала года тестируют китайское оборудование «третьего эшелона». Как и в случае с автомобилями, оно, мягко говоря, требует значительной доработки. Полноценно заменить станции Huawei, Nokia и Ericsson в России китайцы не смогут. Или не захотят.
Тем же, кто до сих пор считает санкции оздоравливающими, канадские операторы предлагают холодный душ – абонентам российской большой четверки (МТС, «МегаФон», Tele2 и «Билайн») отказано в роуминге. Из-за этого они не смогут получать СМС для авторизации или подтверждения банковских транзакций. В печали «четверка» начала повышать цены на услуги связи, в среднем на 10-15%.
А в банковской сфере свинью россиянам подложил еще и «Ситибанк», который прекратил обслуживание в своих банкоматах. Что поделать – этот банк является «дочкой» американской финансовой структуры Citigroup, которая, к слову, уже больше года назад объявила об уходе с российского рынка. И уже свернула свой бизнес по работе с российскими малыми и средними предприятиями.
Грузия с 1 августа также ввела запрет на экспорт и реэкспорт в Россию и Беларусь американских легковых автомобилей, которые подпадают под последние ограничения ЕС. А с 26 сентября аналогичный запрет будет действовать в отношении европейских автомобилей. Пустяки? Вовсе нет. Откуда везут недорогие подержанные иномарки в РФ и Беларусь? Из Грузии. На фоне стремительно дорожающих автомобилей внутри России – это очень болезненная санкция. Придется покупать «лады-калины» и славить своего президента за это счастье.
Да что автомобили… Скоро полет на самолете в соседний город станет для жителей России трудновыполнимым делом. Оказывается, в стране не научились делать запчасти для самолетов, в том числе и пассажирских. В последнее время иллюстраций к этому утверждению масса: самолеты падают или аварийно садятся уже в неимоверном количестве. Вот недавно пилоты героически посадили борт под Новосибирском из-за неисправности в гидросистеме.
- С трудом, но мы находим все запчасти, - сказал глава «Уральских авиалиний» Скуратов. - Санкции отразились только на сложностях поставки запчастей. Запчасти стоят сегодня дорого, львиная доля наших доходов уходит на запчасти. Здесь мы никогда не жалеем денег. Все работы выполняются в плановом порядке.
Этот самолет компании Airbus, которая ушла из России в 2022 году и больше не обслуживает борты, скорее всего, отправят на распил, ремонтировать его некому и нечем. К слову, так же поступили и с бортом Airbus, который четыре года назад сел в кукурузном поле. То есть проблеме с авиационными запчастями уже несколько лет плюс санкции, а россияне так и не нашли отечественную замену иностранной инженерной мысли…
Этот самолет сел на поле «по плану», но в тот же день еще один борт не смог улететь из Екатеринбурга из-за неисправности. Пассажирам объявили о технической неисправности на борту. Людей отправили обратно в аэропорт. Скорее всего, это тоже «по плану». Как и запрет российским самолетам летать над Европой.
Airbus A320 севший на поле с пшеницей - не первая и не последняя поломка пассажирских лайнеров. Фото: Уральские авиалинии
Спустимся с неба на землю – и увидим, что санкционные ограничения уже повлияли на все прошедшие и будущие зерновые сделки России с кем бы то ни было. Вывоз российского урожая затруднен. В самой РФ бодро доложили, что и без Европы справляются прекрасно, ибо есть и Азия, и Африка (но в Италию твердую пшеницу в прошлом году отправляли всеми возможными способами), а вот с угрозой российскому сельскому хозяйству из-за доминирования импортного посевного материала некоторых культур и семенного материала скота пока не справились. Как и с пустяком типа отсутствия запчастей к сельхозтехнике и поставок сельхозтехники вообще.
Если с озимой пшеницей россияне как-то разобрались – есть семена в достаточном количестве, то элитных семян сахарной свеклы, подсолнечника и картофеля – в недостаточном для их масштабного произрастания минимуме. Частники вряд ли справятся с необходимыми объемами поставок зерновых, масличных, бобовых. Агрочиновники пока уповают на то, что и европейским компаниям выгоден российский рынок, и они какими-то обходными путями будут поставлять сюда семенной материал. Нужен ли этот геморрой самим европейцам, в РФ не уточнили. Но с картошечкой уже проблемы – найти хорошую и вкусную, говорят хозяйки, с каждым днем все сложнее.
Также россияне вследствие санкций вдруг обнаружили, что не имеют собственных производств заквасок для сметаны, упаковки для молока, оболочек для колбасы и других мелочей, без которых невозможно организовать полный цикл производства продуктов питания.
Из-за санкций многие иностранные поставщики материалов для строительства покинули российский рынок. Дефицитом стали иностранная техника, некоторые виды красок, сантехника, электрика и в целом товары, производимые европейскими компаниями. Возникли проблемы с логистикой. Аналоги из Индии, Турции, Китая пока не особо стабилизировали рынок да и по качеству сильно отличаются. Найти в магазинах российскую шпатлевку теперь задачка со звездочкой.
И вишенка на торте – страна-бензоколонка испытывает страшный дефицит горючего. В центральной части России уже исчез дизель с АЗС, и кризис подбирается к Москве с юга. Опустели заправки в Ростовской и Астраханской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, испытали приступ дизельной паники граждане в Липецке, Туле, Чувашии, Татарстане и Марий Эл. В Туле топливо продают преимущественно юрлицам, а бензин АИ-92 разливается по талонам. В Чувашии на одной из частных АЗС стоимость дизельного топлива взлетела до 80 рублей (30 грн) за литр (да, в Украине дороже, но мы и не бывший нефтяной гигант отрасли). Из-за массы всевозможных ограничений в РФ активизировались «серые экспортеры», которые скупают бензин и дизель по внутренним ценам, субсидируемым из бюджета, а затем вывозят за рубеж и реализуют за валюту. С начала года оптовые цены на бензин в России взлетели более чем на 70%, а нефтебазы в Южном Федеральном округе сократили либо полностью остановили отгрузку.
Из последних новинок санкционной жизни: власти Германии заявили, что товары, запрещенные для ввоза в ЕС из РФ, могут быть задержаны и конфискованы на таможне без исключений. В списке 160 товаров. В Евросоюзе обещали перенять эту практику, а Еврокомиссия дала разъяснения по применению санкций ЕС против РФ. Из них следует, что въезд в страны ЕС на пассажирских автомобилях, зарегистрированных в РФ, может быть расценен как запрещенный импорт. Также в эту категорию могут попасть подсанкционные личные вещи, в том числе завезенные в рамках туристических поездок. В эту категорию входят смартфоны, ноутбуки, чемоданы и косметические средства. Кроме того, таможенные органы могут изъять изделия из кожи и меха, полудрагоценные и драгоценные камни, фотоаппараты, туалетную бумагу, шампуни и зубные пасты. То есть российских туристов буквально начнут раздевать на таможнях. Что ж, более оздоровительного эффекта от санкций и придумать трудно.