Вопрос сбыта зерна остается острым. Протесты фермеров Восточной Европы против украинского зерна сильно нам навредили – едва удалось возобновить хотя бы транзит, а об экспорте зерна пока не может быть и речи. Нашу продовольственную продукцию продолжают блокировать.
Не все хорошо и на морских путях. На прошлой неделе после нескольких дней простоя наконец-то удалось договориться с Турцией о возобновлении инспектирования судов, задействованных в экспорте аграрной продукции из Украины. Но здесь уже Россия не оставляет надежд сорвать «зерновое соглашение» и прибегает к очередному шантажу.
Так что сейчас происходит с экспортом украинского зерна на западных границах и в Босфоре, почему протестуют восточноевропейские фермеры, какие происки устраивает нам Россия и что, в конце концов, делать украинским аграриям? Об этом KP.UA поговорила с аграрными экспертами.
Тем временем на западных границах нашего государства сложилась непростая ситуация с украинскими продовольственными товарами, импорт которых сейчас пытаются блокировать соседние государства.
– Главная проблема – это страна-террорист Россия, которая продолжает создавать искусственные препятствия для работы «зернового коридора». Было несколько дней, когда корабли из Босфора вообще не выходили. Комиссия не осуществляла проверку судов, возникли противоречия по поводу того, какие именно корабли должны идти. Поэтому вице-премьер-министр Кубраков и посетил Турцию. После переговоров турецкая сторона заверила, что приложит максимум усилий по разблокированию прохода. Наконец корабли начали движение, но пробка составляла около 50 судов. И это проблема – ведь и движение замедляется, и выгрузки из портов украинского зерна, – говорит заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
Еще одна проблема – очередные требования России по продолжению зерновой инициативы. Согласно заявлениям российского МИДа, они сами хотели продлить «зерновое соглашение» до 18 мая, но сначала требуют выполнить их условия.
– Там целый перечень, он неизменен уже много месяцев, – говорит Денис Марчук. – И Россия угрожает, мол, не выполните эти условия, и они не гарантируют безопасного прохода кораблей в рамках соглашений по зерновой инициативе. Даже могут начать отбивать корабли силой. Это реалистично? Это еще один шантаж. Но такие заявления, сами понимаете, накладывают негатив на рынок.
По словам эксперта, рынок уже реагирует на эти события, и нам грозят убытки.
– "Зерновые соглашения" действуют только до 15-18 мая со стороны России. Так что трейдеры заключают контракты максимум до 15-16 мая, чтобы вывезти продукцию. А дальше не будут работать. Очевидно, эти убытки лягут на наши плечи, потому что есть еще что экспортировать и продавать. И уже сейчас видно: из-за блокирования Россией Босфора за последнюю неделю значительно снизились погрузки судов в украинских портах, - говорит заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета.
По мнению специалиста, до 18 мая было бы важно выработать определенную рабочую формулу.
– Надеемся, что она будет предложена ООН с подачи, возможно, США. Поскольку на этой неделе глава МИД РФ Сергей Лавров должен поехать в США на встречу с главой ООН, где будет обсуждаться вопрос работы зерновой инициативы. Что из этого получится – увидим. Конечно, не забываем о Турции – для турок этот вопрос сейчас также довольно серьезный. Учитывая, что они накануне выборов в парламент и президента. Я думаю, что для Эрдогана будет правильным решением, если при его содействии зерновую инициативу продолжат. Поэтому надеемся, что и Турция приложит максимум усилий, - добавил Денис Марчук.
По словам исследователя Центра исследований продовольствия и землепользования Павла Мартышева, произошло то, что и ожидалось: враг использует возможность нанести удар, да еще и в момент, когда Восточная Европа начала протестовать против транзита украинского зерна.
– Русня отреагировала на наши проблемы с зерном на западных границах и усилила давление на безопасность «зернового коридора». Когда они в последний раз продолжали зерновую сделку, то говорили о 60 днях (до 18 мая. – Ред.). Хотя это нигде не регламентировано. Есть срок на 120 дней. А 60 – нет. Они придумали себе 60, и сейчас их МИД снова завел разговор об условиях для продления "зернового соглашения". До возникновения проблем в Восточной Европе россияне понимали, что разрыв "зернового соглашения" может и не быть для нас таким болезненным. А вот сейчас воспользовались моментом, – говорит Павел Мартышев.
С марта 2022-го Украина половину своего зерна продавала через западные границы – Польшу, Словакию, Венгрию и Румынию.
– И где-то 10% этого экспорта уходило на Польшу, это 6-6,5 млн тонн. Это и транзит, и импорт, закупаемый поляками. Протест польских фермеров, которым не нравится, что украинское зерно демпингует, понятен. Вдобавок в Польше в 2022 году собрали большой урожай. Польские фермеры не спешили продавать этот урожай, ожидая, что цена вырастет. Но цена, напротив, снизилась. И получилось так, что у них большие запасы, а тут еще поступает украинское дешевое зерно. И они этим не удовлетворены. А провластная партия их поддерживает – ведь осенью выборы в Сейм и нужно искать голоса избирателей, – отмечает Павел Мартышев.
Но дело не только в зерне – запретили все продовольственные товары, говорит эксперт. К примеру, нашу молочную продукцию тоже не пропускают на границе, ведь Польша – серьезный игрок на молочном рынке ЕС, и им не нужна конкуренция от нас. «Зерновые» протесты сильны в Венгрии, даже Румыния и Болгария постепенно начинают нервничать, учитывая, что им через три месяца собирать урожай озимых.
- На днях была встреча зернотрейдеров, так коллеги рассказывали, что во время проверки на западных границах постоянно находят, к чему придраться. Находят каких-то жучков-паучков в зерне и разворачивают вагоны, – говорит Павел Мартышев.
По словам эксперта, следует понимать, что европейский рынок очень защищен – там широко распространен протекционизм и мощное фермерское лобби.
– Что-то с этим сделать сложно. Еврокомиссия таки поддержала эти восточноевропейские государства на запрет импорта украинского зерна только с возможностью транзита. И то там будут какие-то ограничения – на вагоны или авто будут цеплять GPS-трэкеры, чтобы не дай бог они не разгрузились в тех странах. Это достаточно, по сути, цинично. ЕС говорил, что нужно преодолевать продовольственный голод в мире – и теперь они запрещают украинское зерно. Причем следует понимать, что европейские фермеры получают много дотаций. И вот смотрите – у нас дорогостоящая логистика, а у них дотации. У них плюс, у нас – минус. И при этом наше зерно вне конкуренции. Кстати, почему-то не спрашивают мнения потребителей – мукомолов, которым нравится украинское зерно, потому что оно хорошо подходит для выработки муки. Или животноводов, покупающих дешевую украинскую кормовую кукурузу вместо дорогой, - говорит эксперт.
Павел Малышев говорит, что такое поведение повышает продовольственную инфляцию в странах Восточной Европы. Но правительство идет на это, хотя такой популизм противоречит стандартам ЕС.
– Решение принимается на уровне ЕС, а не на уровне отдельных государств. В этом вышеупомянутые государства и видят проблему. Ведь когда у нас будет евроинтеграция, то у нас будет и свободная торговая зона, а также будет общая аграрная политика с ЕС, которая предусматривает дотации для наших фермеров. И это значит, что мы будем очень конкурентоспособными на рынке Европы. Поэтому многие европейские фермеры не переживут дешевое украинское зерно, - объясняет Павел Мартышев.
Польские пограничники проверяют GPS-трекер на украинском зерновозе, чтобы следовал исключительно транзитом. Фото: facebook.com/gov.pl.kas
По мнению заместителя председателя Всеукраинского аграрного совета Дениса Марчука, ситуация с украинским зерном в Польше и соседних странах сильно перегрета.
- Пока цены в мире были достаточно высокими и не была налажена возможность экспорта зерна из Украины, аграрии из Польши и других стран Европы получили достаточно большие прибыли. Пшеница стоила по 400 долларов. И они надеялись, что так будет происходить и сейчас. Но в последние месяцы цены падают. Поэтому они не нашли ничего лучше, чем разогреть эту ситуацию, что виновата Украина, потому что она экспортирует очень много своего зерна через Европу, которое, в свою очередь, оседает в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Словакии. Таким образом, им нужно приостановить действие коридоров солидарности и говорить о том, что нужно ограничить возможность импорта украинской продукции, - говорит Денис Марчук. – Это все подогрето политически. Для польской власти, которая начала терять электорат, нужен был такой тезис, который мог бы восстановить доверие крестьян и фермеров на местах. Ну и позиция защиты национального производителя – некий протекционизм должен играть на руку. Поэтому это политически раздутая проблема. Ну, хоть транзит уже восстановлен и для железной дороги, и для автодорог.
Также с помощью протестов польские фермеры хотели увеличить объем дотаций.
– Поляки хотели своими действиями привлечь внимание Брюсселя и Европейской комиссии, чтобы увеличить возможность выделения дотаций для своих товаропроизводителей. Собственно, это уже вторая волна выплат дотаций. Первая состоялась в марте, когда 56 миллионов евро выделили для Польши, Болгарии, Румынии. В настоящее время увеличили до 100 миллионов. То есть Украину использовали для решения политического вопроса. Думаю, что дальше еще будет много работы, потому что уже есть заявление Еврокомиссии, которая признает эти действия нецелесообразными, неправильными, нарушающими нормы и уставы деятельности ЕС. Поэтому надеюсь, что этот вопрос все же будет решен с возможностью импорта украинского продовольствия в зону ЕС, - отмечает Денис Марчук.
По мнению генерального директора УКАБ Романа Сластена, сейчас «зерновой коридор» находится под угрозой срыва.
- В этом месяце тенденция блокирования работы «зернового коридора» российской стороной из-за затягивания инспекции стоящих в очереди судов с каждой неделей становилась все ярче. Так, 11 апреля 2023 года инспекция судов российской стороной была приостановлена, такие же действия снова повторились 17 апреля, - отмечает Роман Сластен. - Сегодня имеем ситуацию, когда российская сторона заблокировала в течение последних трех дней любые инспекции на вход или на выход. Это связано с тем, что россияне, пытаясь использовать по максимуму этот рычаг влияния, начали переиначивать правила и подходы к проведению инспекции, меняя их на ходу.
Сегодня продолжаются переговоры – украинская сторона призывает гарантов со стороны ООН и Турции возобновить работу «зернового коридора» хотя бы с проверкой 2-3 судов в сутки. Это не соответствует потребностям Украины и существенно меньше возможностей портов, но для наших партнеров это будет шагом, который покажет, что они имеют влияние и придерживаются обязательств.
- Блокирование Россией зернового коридора имеет достаточно понятную цель – экономическое ослабление Украины, поскольку аграрный сектор является одним из крупнейших локомотивов поступления экспортной выручки, а «зерновой коридор» обеспечивает большие объемы экспорта: если брать предыдущие месяцы, то это даже несколько больше, чем 50% всей агропродукции, – подчеркивает Роман Сластен. - Кроме неопределенности с "зерновым коридором", есть и сложная ситуация с экспортом через западные границы, через которые шла вторая половина экспортного объема. Эти пути экспорта – единственные возможности для украинских аграриев сбывать свою продукцию за границу, поддерживать свою жизнедеятельность и продолжать гарантировать мировую продовольственную безопасность. Без полноценной работы этих путей экспорта будут страдать не только украинские аграрии, но и будут дальнейшие разрушения мировых схем добавленной стоимости и поставки продукции, что приводит к финансовым убыткам как украинских, так и иностранных производителей.
И все это происходит в разгар посевной кампании. И теперь украинские аграрии, глядя на эту неопределенную ситуацию, не понимают, что им сеять и на что надеяться относительно сбыта будущего урожая.
– Рынки восточных стран ЕС никогда не были ключевыми для украинского зерна или другой аграрной продукции, учитывая высокий уровень сельскохозяйственного производства в этих странах. Поэтому сложившиеся сегодня обстоятельства носят исключительно ситуативный характер, вызванный войной России и закрытием украинских портов Черного и Азовского морей. Действительно, во время войны объемы экспорта в страны ЕС - соседей Украины - значительно увеличились (особенно при условии нестабильной работы «зернового коридора»), и это оказывает определенное влияние на их рынок. Тем не менее, львиная доля продукции идет транзитом в другие страны, и в этом основная заинтересованность украинского агросектора, - говорит Роман Сластен.