21 декабря
Загрузить еще

Евгения Кравчук: В Законе "О медиа" нет предпосылок для создания "черных" списков СМИ

Евгения Кравчук: В Законе
Фото: facebook.com/yevheniya.khudzik​

В 2023 году украинские СМИ начнут жить и работать по новым правилам. По крайней мере, те, кто пройдет тяжелую финансовую ситуацию, которая сейчас сложилась не только на рынке медиа, но и в целом в стране.

За три дня до Нового года президент Украины Владимир Зеленский подписал Закон «О медиа». Его многие обсуждали, критиковали или, наоборот, защищали. Мол, этот документ важен не только тем, что направлен на шаги по вступлению Украины в Европейский Союз, но и потому, что запускает настоящую реформу в медиасфере, в которой она давно нуждается.

Что изменится, кого закроют, а кому придется переходить с нелегального положения на легальное, расспросили замглавы парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики, соавтора законопроекта «О медиа» Евгению Кравчук.​

Наш закон - об одинаковых правилах игры для всех медиа

– Евгения, коллеги пугают друг друга тем, что, мол, сейчас готовятся списки изданий, которые благодаря Закону «О медиа» планируют закрыть в ближайшее время? Может ли ваш закон дать возможность для безосновательного закрытия медиа?

- Ни о каких «черных» или «белых» списках медиа не может идти речь. В законопроекте закреплены только ограничения по контенту – если распространяешь запрещенный контент, то могут быть санкции. Закрывать издание из-за названия или потому, что медиа критикует власть – такого не будет. Если мне кто-нибудь соответствующие положения покажет – буду благодарна. Но такого нет!

Этот закон очень долго выписывался и обсуждался. Только в нашем созыве Верховной Рады его нормы нарабатывались более трех лет. В результате за него проголосовали представители всех фракций и групп – 299 «за». Поддержали документ и индустриальные объединения, и общественные организации.

Наш закон об одинаковых правилах игры для всех медиа.

– Еще после принятия законопроекта «О медиа» в первом чтении звучало немало критики, что документ не будет способствовать развитию свободной журналистики в Украине, мол, государство берет под колпак почти все СМИ. Есть ли в этом законе ограничения для госорганов относительно вмешательства в деятельность медиа?

– Вообще, все "предохранители" о невмешательстве в журналистскую деятельность прописаны даже в Уголовном кодексе Украины. На законодательном уровне, начиная с Конституции, черным по белому прописано, что в Украине какая-либо цензура запрещена. В Законе о «О медиа» эти положения также закреплены.

В Украине любая цензура запрещена. Впрочем, во время военного положения и агрессии РФ будут действовать более жесткие контентные ограничения

Понятно, что во время военного положения и агрессии РФ будут действовать более жесткие контентные ограничения. Девятый раздел закона полностью посвящен контентным ограничениям по противодействию российской пропаганде и глорификации врага, а также прописан запрет, чтобы россияне были владельцами медиа в Украине. Этот раздел будет временным. И мы на это указывали европейцам, которые давали экспертную оценку документа. Ситуация такова, что нужно крепко держать и информационный фронт, давать отпор врагу и здесь.

- Кто и как будет проверять, не владеют ли украинскими СМИ представители страны-агрессора через подставных лиц или через фирмы, оформленные в офшорах?

- Нацсовет. Они могут запрашивать документы о собственности. Понятно, что при большом желании можно обойти запрет, если найти какое-нибудь подставное лицо с украинским паспортом и на него зарегистрировать медиа. В таком случае будем перестраховываться через контентные запреты: как только медиа начнет распространять соответствующую пропаганду – будут соответствующие санкции.

– Документы о собственности нужно будет подавать по запросу Нацсовета или автоматически обнародовать всем зарегистрированным СМИ?

– Например, телерадиокомпании уже раскрывают структуру собственности. Без предоставления такой информации не получишь лицензию на частоту телевидения или радиовещания.

Но такие жесткие условия касаются только аудиовизуальных медиа и Зеонстроя. К другим медиа – печатным или онлайн - Нацсовет может обращаться персонально по запросу, если есть какие-либо подозрения или вопросы. Кстати, если раньше для регистрации нужно было подавать/направлять бумажные документы, то этим законом предусматривается создание электронного кабинета, в который все необходимые документы и информация будет подтягиваться онлайн.

Кто и почему теперь может закрыть медиа

- Кто будет принимать решение о запрете деятельности онлайн-медиа – Нацсовет или суд? За какие действия грозит прекращение распространения информации онлайн-медиа?

– Закон регулирует три формата онлайн-медиа, и к каждому из них свои подходы.

Первый тип – анонимные медиа, или так называемые «сливные» бачки. У них на сайте в разделе «Контакты» в лучшем случае будет «электронка» или форма обратной связи – и никакой информации, кто учредитель, кто пишет статьи или к кому обратиться, чтобы дискутировать о той или иной статье. К примеру, о вас написали, что вы едите детей. И с кем вы будете судиться? Писать на «деревню дедушке»? Если такое издание нарушает запрет на контент, то Нацсовет может обратиться к провайдерам с требованием заблокировать его. То есть «Анонимки» – единственный случай, когда Нацсовет своим решением может заблокировать работу медиа.

Второй тип – зарегистрированное онлайн-медиа. Такие издания нельзя заблокировать временно вообще, а полное блокирование - только через суд после соответствующего обращения Нацсовета.

Третий тип – незарегистрированное онлайн-медиа, но оно идентифицировано, имеет данные о редакторах и учредителе – просто не желают регистрироваться. Если в течение месяца такое издание допустило 5 значительных или 3 грубых нарушения и не удалило незаконный контент, то оно может быть заблокировано на 2 недели. Это что-то вроде бана в фейсбуке. Полный запрет опять же только через суд. Поэтому рассказы о том, что одним росчерком пера Нацсовет закрывает многие сайты – неправда.

Грубые нарушения, это если в течение месяца издание публикует статьи с призывом типа: «Путин, введи войска»

Дорабатывая законопроект между первым и вторым чтением, мы рассматривали вариант, чтобы для незарегистрированных медиа оставить двойной-тройной штраф и не применять временную блокировку. Но отказались от такой идеи.

Поскольку существовали риски, что некоторые медиа со щедрым финансированием, например российским, смогли бы просто откупаться штрафами и не снимать незаконные публикации.

- Если говорить о грубых контентных нарушениях, это какие?

– Это - если в течение месяца издание публикует статьи с призывом типа: «Путин, введи войска». Есть ряд других – например, разжигание вражды, но преимущественно это угроза безопасности.

– На ютуб-каналы и блогеров закон распространяется?

- Нет, иностранные соцсети и платформы совместного доступа к видео - вне регулирования нашего закона, поскольку не являются резидентами Украины. Их администрации находятся в других странах, подчинены другим законам.

Конечно, если на уровне Европейского Союза будет общая регуляция соцсетей и платформ общего доступа, то мы ее имплементируем. Это будет общая позиция членов ЕС и стран-кандидатов в члены ЕС. Впрочем, Нацсовет сможет заключать меморандумы с администрациями соцсетей и переписываться с ними, если нарушение украинского законодательства будет регулярным. Если когда-нибудь появится «украинский Youtube», то он будет подпадать под регулирование Закона "О медиа".

– Почему оставили регистрацию для онлайн-медиа добровольной?

– С самого начала рассмотрения законопроекта мы планировали, что регистрация будет добровольной. И доработали механизмы, чтобы регистрация предоставляла дополнительные преимущества.

Зарегистрированные медиа будут под гарантированной защитой государства в случае препятствования журналистской деятельности. Будут участвовать в работе соответствующих палат при Нацсовете. Также регистрация может быть дополнительным преимуществом при аккредитации, если количество мест на мероприятие ограничено, а желающих гораздо больше. Но в то же время это не означает, что незарегистрированным медиа, которые предоставили все данные, необходимые для аккредитации, будут отказывать. Ну и напомню, что зарегистрированное онлайн-медиа нельзя будет даже временно (на две недели) заблокировать по решению регулятора.

- Еще одно уточнение по поводу регистрации онлайн-медиа: ряд сайтов сейчас работают как общественные организации. Обязательно ли им регистрироваться и отсутствие регистрации ограничит их деятельность как СМИ?

- Не хочешь регистрироваться – будет сложнее доказать свой фактический статус медиа. Кроме того, у зарегистрированных будет возможность участвовать в конкурсах на освещение деятельности органов местного самоуправления – это тоже бонус, в регионах особенно важный.

Главная функция Нацсовета – обеспечивать информационное пространство, не засоренное враждебными нарративами

- Евгений, а как Нацсовет будет проводить мониторинг контента? Только по жалобам читателей/зрителей?

– Для этого у регулятора есть отдел мониторинга. Нацсовет должен выписать свои внутренние правила, как это будет происходить для новых типов медиа, которые подпадают под регулирование. Вскоре они планируют запустить серию семинаров, разъяснений по поводу реализации закона.

Мы надеемся на то, что различные типы медиа будут участвовать в органах сорегулирования. Закон предусматривает создание при Нацсовете пяти палат: телевидение, радиовещание, печатные медиа, онлайн-медиа и платформы общего доступа к видео. Представители этих палат будут иметь возможность общаться с регулятором, выписывать кодексы, давать свои советы, озвучивать предложения, контролировать, чтобы не было злоупотреблений со стороны регулятора.

Поэтому, поверьте, деятельность Нацсовета точно не должна быть игрой в одни ворота. И это не будет карательный орган. Его главная функция – обеспечивать нормальное информационное пространство, чтобы люди имели доступ к проверенной информации, которая не засорена враждебными нарративами.

- А если у медиа появятся подозрения/сомнения по поводу ангажированности принятого решения, какие методы противодействия?

– Законом предусмотрена возможность апелляции, причем не только в судебном порядке, но и рассматриваться органом сорегулирования. В ходе процедуры проверки еще до вынесения санкции может быть привлечена специальная экспертная комиссия. Комиссия изучит вопрос и озвучит свой вывод, который Нацсовет должен учесть при решении или предоставить аргументированный отказ - почему нет. Совсем скоро Нацсовет предоставит соответствующие разъяснения, как этот инструмент будет работать.

– Закон «О медиа» предоставляет Нацсовету большие полномочия. Значит ли это, что и количественный состав Нацсовета будет расширен?

- Сейчас в Законе "О медиа" сохранен статус кво – 8 членов, причем на конституционном уровне закреплен принцип 50 на 50, то есть половину состава назначает и увольняет Президент, а половину - Верховная Рада. Но очевидно, что нужно будет увеличивать численность наемных работников Нацсовета, которые бы профессионально работали с разными типами медиа.

- Кадровой перезагрузки Нацсовета под новые полномочия не будет?

– Нет, у них прописаны сроки полномочий – 5 лет. Верховная Рада свою квоту заполнила в декабре прошлого года, президент назначил своих представителей в 2019-2020 гг., то есть они еще действуют.

А вот когда срок полномочий членов Нацсовета истечет, то формирование нового состава регулятора будет проходить по новым правилам, более жестким. Я вас могу заверить, что раздел критериев к членам Нацсовета вычитывался европейцами под лупой.

Могу заверить, что раздел по критериям к членам Нацсовета вычитывался европейцами под лупой

В случае президентской квоты - кандидатов в члены Нацсовета сначала тщательно изучит конкурсная комиссия, которая оценит их профессионализм, а затем предоставит президенту соответствующие рекомендации по назначению или не назначению.

Еще одно нововведение для квоты парламента – политические группы и фракции не смогут выдвигать своих кандидатов. Это могут делать профессиональные объединения, общественные организации. Фракции будут определяться с поддержкой тех или иных кандидатов. То есть кандидатов от провластной фракции не будет. Это одно из требований ЕС – уменьшить политизацию этого органа.

- Насколько функционал украинского Нацсовета больше по сравнению с функционалом медиа регуляторов других стран?

- Я бы не сказала, что у нашего Нацсовета какие-то большие полномочия, наоборот – меньше. К примеру, недавно латвийский регулятор лишил лицензии российский телеканал «Дождь». Он это сделал не через суд, а своим решением. Сначала «Дождь» получил штраф за то, что у них не было латвийской звуковой дорожки, второй – за трансляцию в эфире карты Украины без Крыма, третий – когда журналисты заявили, что будут помогать российским мобилизованным. Все! Регулятор собрался и коллегиальным решением лишил телеканал лицензии. В Украине это невозможно. У нас лишение лицензии только через суд.

В институт сорегулирования могут подавать кандидатов все зарегистрированные медиа

– Как на практике будет действовать институт сорегулирования? Есть риски, что в него войдут представители СМИ, которые лояльны к власти?

- Никаким медиа нельзя запретить вступить в эти 5 палат при Нацсовете.

– А какие ограничения по количеству членов в палатах?

- Количество членов не ограничено. Но проблема в другом. На первое заседание палаты может прийти 100 человек, а когда нужно уже предметно работать – 5. Мы уже это проходили во время наработки текста Закона «О медиа». Первые заседания рабочей группы посещали многие, озвучивалось множество пожеланий, критики, а когда мы просили оформить свои предложения в виде сравнительной таблицы или хотя бы аргументировать, то в 90% случаев люди пропадали. Активно работали как раз индустриальные объединения, представители публичных организаций.

– Когда заработают палаты при Нацсовете?

– Через шесть месяцев после вступления закона в силу, то есть где-то с конца сентября 2023 года. Через полгода до этого можно будет подавать свои кандидатуры. Такая возможность будет у каждого медиа.

- Действительно у каждого или кому все-таки могут отказать?

– Все зарегистрированные медиа могут подавать своих кандидатов для участия в органах сорегулирования. Нет возможности отказать по какому-либо принципу. Смогут участвовать и отраслевые организации, например, представляющие какое-либо количество региональных изданий.

Членом органа сорегулирования может стать даже Youtube-блогер, если он добровольно зарегистрировался как медиа.

- Подождите, вы же говорили, что закон не распространяется на соцсети и платформы общего доступа…

- Да, Нацсовет не будет регулировать социальные сети и платформы общего доступа, не являющиеся украинскими резидентами.

Но для Youtube мы сделали исключение для добровольной регистрации. Например, лицо или даже группа лиц ведут Youtube-канал, на котором выходят регулярные циклы программ, то они могут зарегистрировать его как медиа. Тогда под действие закона он подпадает.

Если же Youtube-канал работает без регистрации, то Нацсовет с таким каналом не будет иметь никаких отношений. Но в случае появления на нем программы или заявлений, например, с призывом о свержении конституционного строя, к блогеру придет СБУ, а Нацсовет будет обращаться в администрацию платформы.

О "джинсе", партийной агитке и языковых квотах

- Имеет ли закон обратное действие - могут ли, скажем, привлечь к ответственности за выходившие ранее публикации?

– Нет! По онлайну мы специально прописали, что за публикации, которые «висят» в архивах и доступны на время вступления закона в силу, то есть на 31 марта 2023 года, ответственности быть не может. Иначе всем пришлось бы просмотреть все свои многолетние архивы. По поводу пророссийских медиа, в первую очередь каналов, которые, к сожалению, годами работали в украинском медиапространстве, их работу прекратили путем санкций СНБО и работы СБУ. Эти ресурсы, распространявшие пропаганду страны-агрессора, заблокированы, основные угрозы сняты, но это не означает, что их не будет в дальнейшем. Однозначно Россия будет продолжать тратить средства на пропаганду. Украина – цель №1 в их пропаганде.

– В законе есть статья, которая вводит штрафы за «джинсу». Как госорганы или Нацсовет будут доказывать, что это не авторский текст? Например, материал выходит с плашкой «партнерский материал» – это реклама или «джинса»? Или публикация пресс-релиза согласно законопроекту – это «джинса» или обычное сообщение? Или когда интервью считается "джинсой", а когда авторским материалом?

По онлайну - за публикации, которые «висят» в архивах и доступны на время вступления закона в силу, ответственности быть не может

– Не совсем так. Речь идет о немаркированной рекламе, когда действительно аудитория потребляет рекламное сообщение, но материал должным образом не маркируется. На уровне закона выписать, что такое «джинса» и исключить все лазейки, – невозможно. Возможно, мы вернемся к детализации этого вопроса при разработке изменений в Закон "О рекламе", которые также следует принять в ближайшее время, чтобы полностью выполнить директиву ЕС. Кстати, здесь мы снова возвращаемся к институту сорегулирования. У членов палат при Нацсовете будет возможность приобщиться к наработке кодексов, которые, в частности, детализируют феномен «джинсы».

- Подпадают ли под действие закона «партийные боевые листки», выдающие себя за печатные издания?

– Да, будут подпадать – если они регулярно выходят, официально зарегистрированы. Особенно это актуально на выборах. Мы уже предоставили Законом "О медиа" дополнительные полномочия Нацсовету во время избирательных циклов применения санкций к медиа при нарушении законодательства. Также наработали соответствующие изменения в Избирательный кодекс, обновляющие правила игры для медиа (они не изменялись с 2008 года), которые поддерживают и сами медиа, и профильные общественные организации. Но, к сожалению, при рассмотрении законопроекта в зале нормы, касающиеся изменений в избирательное законодательство, пришлось «снять». Почему-то «Батькивщину», «Европейскую Солидарность» и «Умную политику» они не устроили. Но думаю, в ближайшее время мы вернемся к этим нормам, отдельный законопроект уже зарегистрирован.

– А что именно будет в этих «избирательных» нормах, в частности, как изменятся подходы к избирательной агитации в медиа?

- Будут изменения, касающиеся права журналистов на беспрепятственный доступ к публичным предвыборным мероприятиям, открытости информации, содержащейся в документах для регистрации кандидатов и финансовых отчетах, порядке распространения субъектами в сфере медиа материалов предвыборной агитации в любых формах, в том числе в интернете и т. д. Конечно, не забыли мы и требования к репрезентативным опросам общественного мнения.

- Закон «О медиа» обязывает телеканал «Рада» возобновить трансляцию пленарных заседаний парламента, не правда ли?

- Да, соответствующая поправка к закону появилась во время рассмотрения документа в зале Верховной Рады.

Она предусматривает: первое – во время военного положения пленарные заседания должны транслироваться, но не онлайн, а в записи; второе – еженедельно на телеканале «Рада», вне зависимости, есть пленарное заседание или нет, должна выходить программа, в которой будут принимать участие представители всех фракций и депутатских групп.

Коллеги из других фракций вообще требовали, чтобы телеканал "Рада" вышел из телемарафона "Единые новости" и 24 часа в сутки транслировал собственный контент. Мы на это не могли согласиться. В условиях военного времени и отключения электроэнергии, когда появляется свет, зрителям более интересно узнать о событиях на фронте, или последствиях атаки «Шахедов» в режиме реального времени, или о работе тех же "пунктов несокрушимости", чем пересматривать четырехчасовое заседание какого-то парламентского комитета.

- Ваши политические оппоненты перед рассмотрением законопроекта во втором чтении говорили, что есть риск пересмотра языковых квот. Пересмотрели? В сторону увеличения?

– Даже до первого чтения в тексте закона не было никаких намеков на уменьшение квот. Мы только пошли навстречу радиостанциям при непреднамеренных ошибках.

Объясню - о чем речь. На сегодняшний день есть немало песен на украинском языке, но с определенным вкраплением русских слов. Например, песня-пародия на известное изречение-мем «Я не хочу уезжать из Крыма». Программный редактор отнес эту песню в украинскую квоту. Но песня «крутится» по радио в течение дня несколько раз. Соответственно, увеличивается звучание и части этой песни. И как следствие – выходит, что радио нарушает языковую квоту. Поэтому мы пошли навстречу радиостанциям и разрешили при погрешности в 5% обязательной квоты не штрафовать медиа, а действовать путем предписания.

Более того, Закон «О медиа» предусматривает сокращение срока последующего повышения языковых квот. С июля 2024 года украинского языка на общенациональном телевидении должно было быть 90%, а на региональных каналах - 75%, но эти квоты вступят в силу на полгода раньше - в феврале следующего года.

Евгения Кравчук
Евгения Кравчук
Досье Коротко про

Родилась 23 декабря 1985 года в Тернополе в семье врачей.

Образование: Окончила Институт журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Выпускница программы FLEX (Future Leaders Exchange Program) обучалась в Соединенных Штатах Америки. Свободно владеет английским языком.

Карьера

Работала в журналистике, документальном кино, продюсер и сценарист. Возглавляла медиа-офис «Слуги народа» на парламентских выборах 2019 года, пресс-службу партии «УКРОП», директор по коммуникациям в штабе партии «Сильная Украина» и Сергея Тигипко.

В 2019 году была избрана народной депутатом 9-го созыва от партии "Слуга народа" (112 номер в партийном избирательном списке). Заместитель председателя Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Верховной Рады Украины, заместитель фракции «Слуга народа», член постоянных парламентских делегаций в ПАСЕ и ПА ОБСЕ.

Новости по теме: закон о СМИ Евгения Кравчук