Генеральная прокуратура Украины сообщила бывшему главе МИДа Украины Константину Грищенко и экс-главе Минюста Александру Лавриновичу о подозрениях в госизмене. Их обвиняют в подготовке тех Харьковских соглашений, которые продлевали срок пребывания Черноморского флота России в Крыму.
В результате таких действий подозреваемых и других лиц в апреле 2010 года было согласовано, подписано и ратифицировано «Соглашение», которым на 25 лет продлен срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины.
Следствием установлено, что содержание и условия «Соглашения» между Украиной и Россией о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины были навязаны президентом России Дмитрием Медведевым тогдашнему премьер-министру Николаю Азарову. Сам Азаров получил подозрение за Харьковские соглашения еще в 2021 году вместе с тогдашним президентом Виктором Януковичем.
В Офисе генпрокурора отмечают, что Харьковские соглашения создали благоприятные условия для дальнейшего переоснащения и модернизации вооружения ЧФ РФ, а также его увеличения на территории Крыма вместо вывода из Украины.
Напомним, что с конца 2008 года РФ вдвое повысила цену на газ, подталкивая тогдашние власти Украины к подписанию «Соглашения» о продлении срока пребывания Черноморского флота в Крыму. В течение 2009 года склонить высших должностных лиц Украины к такому шагу не удалось. Это сделал Янукович через два месяца после вступления в должность президента – 21 апреля 2010 года.
Он подписал «Соглашение» между Российской Федерацией и Украиной по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины - российско-украинский договор, продливший конечный срок пребывания Черноморского флота России в Крыму на 25 лет. С первоначально ожидавшегося 2017 года - до 2042 года (с возможностью последующих автоматических пролонгаций каждые пять лет при отсутствии возражений сторон) в обмен на пересмотр цены на российский газ для Украины.
Подписанное 21 апреля 2010 года президентами России и Украины в Харькове, «Соглашение» было ратифицировано парламентами 27 апреля 2010 года и вызвало много споров в Украине. Подписание «Соглашения» приветствовали представители Партии регионов и Коммунистической партии Украины, традиционно пользующиеся популярностью у русскоязычного населения Украины, а сторонники евроинтеграции расценили подобный договор как попытку вмешательства России во внутренние дела Украины. Противниками «Соглашения» употреблялся термин «Пакт Януковича - Медведева» (по аналогии с «Пактом Молотова - Риббентропа»).
После присоединения Крыма в 2014 году Россия прекратила действие всех соглашений о базировании флота в Украине, включая и договор 2010 года. Москва сочла, что произошло «коренное изменение обстоятельств», в которых соглашения заключались. С точки зрения России, к ней перешел суверенитет над Крымом, что прекратило правоотношения аренды объектов Черноморского флота.
Украина, не признавшая присоединение Крыма к России, не признала и российскую денонсацию договоров по флоту. Украинские власти, продолжившие считать Крым частью территории Украины, выступают против денонсации соглашений по флоту и рассматривают их лишь в качестве «доказательной базой для подтверждения прав Украины в судах, в том числе и прав на компенсацию убытков со стороны Российской Федерации».
Политолог Руслан Бортник считает, что власть таким образом показывает обществу, что она наказывает предателей из прошлого. То есть в войне виноваты уже не современники, а предшественники. А кроме этого, эксперт считает, что раскручивание Грищенко и Лавриновича потенциально может перетрясти всю политическую элиту страны.
– За это «Соглашение» голосовали сотни депутатов, а готовили его вообще тысячи чиновников. Соответственно, если эти экс-министры будут осуждены, то за ниточку могут потянуть и других участников этого процесса. Это может превратиться в процесс века, который позволит власти провести скрытую люстрацию и санацию политической системы страны, - считает эксперт.
Политолог Вадим Карасев думает, что таким образом нынешняя украинская власть показывает, что она не пойдет ни на какие переговоры с Россией, как это делали предшественники.
– Власть пытается расстаться с бывшей украинской элитой, которая создавала условия для войны. Она подписала Харьковские соглашения, а Зеленский не идет ни на какие уступки и отвергает все попытки Москвы восстановить переговоры. Власть дает сигнал, что ни на какие переговоры с Россией, как это было при предыдущих властях, она не пойдет, - считает политолог. Что же касается реальности осуждения бывших министров, то Вадим Карасев считает это маловероятным, так как они, скорее всего, уже покинули Украину.
- Таким образом Владимир Зеленский посылает сигнал на будущее всей украинской элите, что ее ждет в случае сотрудничества с Россией. Что предательство не имеет срока давности. Хотя, если быть объективным, то Грищенко и Лавринович были простыми исполнителями, а не организаторами Харьковских соглашений, - считает политолог Владимир Фесенко.
Согласно статьи 111 Уголовного кодекса Украины, государственная измена – это деяние, умышленно совершенное гражданином Украины в ущерб суверенитету, территориальной целостности и неприкосновенности, обороноспособности, государственной, экономической или информационной безопасности Украины.
Оно наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без него.
Экс-министр юстиции Украины. В 1989 году стал активным членом Народного Руха Украины. В 1994 гг. впервые избран народным депутатом Украины.
Несколько раз назначался министром юстиции. В мае 2002 года Лавринович был назначен на должность главы Минюста в правительстве Анатолия Кинаха. Сохранил портфель в правительстве Виктора Януковича. Будучи министром занимал посты члена СНБОУ, Высшего совета юстиции, Государственного совета по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины и других государственных совещательных и консультативных органов. Лишился портфеля в феврале 2005-го после назначения "оранжевого" правительства Юлии Тимошенко.
Второй раз стал министром юстиции в 2006 году. По итогам досрочных парламентских выборов избран народным депутатом Украины VI созыва по списку Партии регионов. Занимал посты первого вице-спикера ВР, заместителя лидера фракции ПР Януковича и заместителя комитета ВР по вопросам правовой политики. С марта 2010 по 4 июля 2013 года - министр юстиции в правительстве Николая Азарова.
Экс-министр иностранных дел. В 1975 году окончил факультет международного права Московского государственного института международных отношений. После распада СССР вернулся в Украину и возглавлял Управление контроля над вооружением и разоружением МИД Украины.
После по 2000 г. был послом Украины в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах, возглавлял миссию Украины при НАТО. В 2000 г. Грищенко стал послом Украины в США, по совместительству был послом Украины в Антигуа и Барбуда.
С сентября 2003 по февраль 2005 гг. - министр иностранных дел в первом Кабмине Виктора Януковича, был членом Совета национальной безопасности и обороны Украины, Антикризисного центра. С марта 2010 года возглавлял Министерство иностранных дел, в декабре 2012 г. назначен вице-премьер-министром Украины. Считается одним из лучших кадровых дипломатов Украины.