21 ноября
Загрузить еще

Шесть причин, почему у Виктора Медведчука не забирают мандат

Шесть причин, почему у Виктора Медведчука не забирают мандат
Фото: СБУ

Народные депутаты проголосовали за то, чтобы исключить Виктора Медведчука из состава комитета Верховной Рады по правам человека и реинтеграции временно оккупированных территорий. Многие украинцы такое кадровое решение депутатов восприняли неоднозначно: «Почему кума Путина нельзя лишить мандата? Как человек, которого обвиняют в госизмене, может продолжать оставаться народным депутатом Украины?»

Однако пусть прозвучит пафосно, но Украина - демократическое и правовое государство. Наша страна даже в тяжелое военное время придерживается законодательства. На конституционном уровне прописано семь оснований для досрочного прекращения народным депутатом полномочий.

Первое. Личное заявление депутата

Это самый быстрый способ. Достаточно, чтобы депутат написал заявление о сложении полномочий. Потом голосование в зале – все, человек уже без депутатского мандата. 15 марта именно по этой причине парламент лишил депутатских полномочий «ОПЗЖшника» Илью Киву.

Но Медведчук заявление о досрочном прекращении депутатских полномочий не писал. Значит, этот вариант отпадает.

Второе. Вступление в законную силу обвинительного вердикта суда

Нардепа от ОПЗЖ Виктора Медведчука подозревают в государственной измене и содействии деятельности террористической организации по делу о незаконной поставке угля из ОРДЛО в 2014-2015 годах. 14 апреля его задержали при попытке незаконно покинуть страну. С тем пор он находится под стражей

В суде «дело Медведчука» еще рассматривается. Учитывая опыт рассмотрения других уголовных производств, в которых фигурировали топ-политики, вердикт суда не стоит ожидать в ближайшие годы. А потом же может быть апелляция, кассация… То есть это основание не может стать быстрым поводом для лишения депутатского мандата.

Третье. Признание депутата недееспособным или без вести пропавшим

Медведчук – дееспособный и его место пребывание правоохранительным органам известно: следственный изолятор.

Четвертое. Прекращение гражданства Украины или выезд на ПМЖ за границу

Медведчук от украинского гражданства не отказывался. На ПМЖ, возможно, и хотел бы выехать, но не получилось.

Пятое. Совмещение депутатского мандата с другими оплачиваемыми видами деятельности

Народным депутатам нельзя заниматься бизнесом. Прежде чем сложить присягу парламентария, нужно выйти из всех бизнес-проектов, предприятий, организаций. И судя по многочисленным журналистским расследованиям, бизнес-империя Виктора Медведчука процветала. Вот только по бумагам он официально не имел никакого отношения к своему бизнесу. Многое оформлено на супругу Оксану Марченко или других подставных лиц. Поэтому это основание тоже не подходит для лишения Виктора Медведчука депутатского мандата.

Шестое. Выход депутата из фракции партии, по избирательным спискам которой он вошел в парламент

Виктор Медведчук, в отличие от нескольких своих коллег, не писал заявление о выходе из фракции. А значит, и это основание не применимо к Виктору Медведчуку.

К слову, по информации из открытых источников, партия ОПЗЖ приняла решение о лишении депутатских мандатов тех своих представителей, которые первыми вышли из фракции. Речь идет о Вадиме Столаре, Игоре Абрамовиче, Татьяне Плачковой. Это решение партии в судебном порядке попытался оспорить народный депутат Вадим Рабинович. Якобы безуспешно. Но впереди может быть еще апелляция.

К тому же, по информации «КП в Украине», в Центризбиркоме не спешат отнимать мандаты у представителей ОПЗЖ и признавать избранным депутатом кого-то вместо выбывшего Кивы. Все упирается в решение СНБО о приостановлении деятельности партии ОПЗЖ. Получается, что пока деятельность партии приостановлена, политсила не имеет права принимать никакие кадровые решения.

Вопрос ребром

Почему нельзя дополнить перечень оснований для лишения депутата мандата?

Расширить указанный перечень можно. Следует внести изменения в Конституцию страны. Но во время действия военного или чрезвычайного положения Конституцию менять нельзя. В Украине до 25 мая продлено военное положение.

Но даже если бы и не было военного положения, внесение изменений в Основной закон страны – длительный процесс. Нужны положительные решения на двух сессиях парламента, а между ними и еще одобрительное решение КСУ. Как понимаете, за один-два дня такие процедуры нельзя пройти. В среднем потребуется хотя бы до полугода времени.