Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Информационная безопасность: стратегия Зеленского лучше доктрины Порошенко

Информационная безопасность: стратегия Зеленского лучше доктрины Порошенко
Фото: president.gov.ua

Президент Владимир Зеленский утвердил Стратегию информационной безопасности, которую 15 октября принял Совет национальной безопасности и обороны. Документ нацелен на защиту информационного пространства от дезинформации, повышение медиаграмотности украинцев, развитие национальных СМИ.

Работа с проектом стратегии заняла около полугода. Ознакомившись с обширным текстом, «КП в Украине» задалась вопросами, зачем нужен такой труд и какие в нем могут быть подводные камни.

Это базовый документ

Львиную долю стратегии занимают фразы-призывы вроде противостоять, противодействовать, не допускать, развивать, содействовать. И это совершенно естественно, считает доцент кафедры военной журналистики военного института Киевского национального университета Александр Курбан.

- Любая стратегия - это базовый документ, на основе которого должны создаваться законы, национальные программы, указы или положения. Под нее потом прописываются бюджетные статьи. Задача таких документов состоит не в том, чтобы конкретизировать отдельные шаги, а в том, чтобы ставить задачи и цели этих шагов. Очень важно, что в Стратегии информационной безопасности четко сформулировано, кто наш противник, с чем мы должны бороться, какой дезинформации противостоять и кто за это несет ответственность, - говорит Александр Курбан.

Любая стратегия - это базовый документ, на основе которого должны создаваться законы, национальные программы

Эксперт отмечает, что такие же стратегии пишутся в любом, даже самом стабильном государстве на много лет вперед. Принятая СНБО и утвержденная президентом стратегия рассчитана на достаточно короткий срок - до 2025 года.

- Это оправданно, поскольку Украина находится в состоянии гибридной войны. Самая большая информационная опасность идет со стороны России. После принятия стратегии все профильные структуры - СБУ, Минобороны, МВД, Госспецсвязь и другие - должны разработать действия для ее реализации, - продолжает наш собеседник.

Раннее выявление и прогнозирование

Стратегия состоит из нескольких разделов: общие положения, анализ глобальных угроз и вызовов, национальных угроз и вызовов, стратегических целей и направлений реализации.

К глобальным вызовам авторы относят информационную политику России, социальные сети как субъекты влияния, недостаточный уровень медиакультуры в условиях стремительного развития цифровых технологий.

К национальным - опять же влияние России, ее доминирование на неподконтрольных территориях, ограниченные возможности противостоять дезинформации, плохо сформированную систему стратегических коммуникаций, недостаточно отрегулированные отношения в сфере информационной деятельности, плохой доступ к информации на местном уровне.

И если с Россией все очевидно, то «плохо сформированное» и «недостаточное» наводит на мысль, что государство может попытаться вмешаться в медиарынок и отрегулировать его на свой вкус.

Стратегия не является законом, но она имеет политическую силу

На это же намекает и первая цель: противодействие дезинформации. В задачах говорится о некой системе раннего прогнозирования и выявления, а также об усилении ответственности за распространение недостоверной информации. С долей фантазии, но все же можно предположить, что будет создан некий орган для раннего выявления «дезинформаторов» в СМИ, а депутатов подвигнут вернуться к законопроектам, которые заставят журналистов озираться на свои слова. Наказание за инакомыслие сегодня легко оправдать борьбой с российской пропагандой.

- Стратегия не является законом, но она имеет политическую силу. И на это может опираться СНБО, когда будет вводить санкции против СМИ, - отмечает политолог Алексей Якубин.

Лучше, чем прошлая доктрина

Впрочем, для пессимистических прогнозов пока нет оснований.

- Новая Стратегия информбезопасности - это документ о намерениях, а не акт прямого действия, - говорит директор программ в Детектор медиа Вадим Миський. - Формулировки в нем достаточно общие, поэтому говорить о прямых угрозах свободе слова или введении цензуры рано, все зависит от того, с помощью каких инструментов и действий будут воплощаться намерения.

Новая Стратегия информбезопасности - это документ о намерениях, а не акт прямого действия

Эксперт отмечает, что стратегия написана в духе предыдущего похожего документа - Доктрины информационной безопасности, которая была утверждена при Петре Порошенко  в 2017 году и которую отменили тем же указом Зеленского, которым ввели стратегию.

- Новый документ значительно лучше структурирован и более детализирован. В нем впервые уделяется существенное внимание развитию медиаграмотности граждан, поддержке культуры и национальной идентичности, информационной реинтеграции граждан, проживающих на оккупированных территориях, правам журналистов, - говорит Вадим Миський. - Из минусов стратегии могу отметить меньше конкретики по блокированию и удалению контента из украинского сегмента интернета. В 2017 году доктрина говорила о том, что следует законодательно урегулировать эти механизмы, но задача не была выполнена.  Сейчас новая стратегия предлагает лишь «введение действенных механизмов», то есть от намерения ввести прозрачное законодательное регулирование фактически отказываются.

Эксперт предполагает, что реализовать стратегию будут и дальше через санкционную политику с ее спорной правовой основой.

7 целей стратегии

  1. Противодействие дезинформации и информационным операциям, прежде всего государства-агрессора.
  2. Обеспечение всестороннего развития украинской культуры и утверждение украинской гражданской идентичности.
  3. Повышение уровня медиакультуры и медиаграмотности общества.
  4. Обеспечение соблюдения прав человека на сбор, хранение, использование и распространение информации, свободу выражения своих взглядов и убеждений, защиту частной жизни.
  5. Информационная реинтеграция граждан Украины, проживающих на временно оккупированных территориях и прилегающих к ним территориях Украины, в общеукраинское информационное пространство.
  6. Создание эффективной системы стратегических коммуникаций.
  7. Развитие информационного общества и уровня культуры диалога.