21 ноября
Загрузить еще

Кто и как будет кормить армию после коррупционных скандалов: риски повторной монополизации закупок МО

Кто и как будет кормить армию после коррупционных скандалов: риски повторной монополизации закупок МО

Питание ВСУ в текущем году стало сверхскандальной темой. Компания монополист «Военсервис-Волонтер» получила 100% государственного заказа, к тендерам не допускали ряд других участников, а кормили армию и гнили и гнили. Проблему, начиная с апреля, подняли на-гора народные депутаты и, в частности, Соломия Бобровская. В итоге бывшему заместителю МО Игорю Халимону ДБР недавно вручило сообщение о подозрении. Ему инкриминируют масштабные хищения бюджета на тендерных процедурах, организованных под одного участника. И пока следствие продолжается, редакция проанализировала, как побеждал «Военсервис-волонтер» и есть ли риски повторения коррупционной схемы.

В апреле комитет ВР по вопросам обороны подробно изучал пищевые закупки Минобороны. Тогда выяснилось, что тендерные условия были выписаны способом, который фактически блокировал доступ к тендерам каждого, кроме «Военсервис-Волонтера».

В частности, в тендерной документации, например, содержались требования о наличии у участника годового дохода на уровне суммы закупки. А учитывая объемы армейских тендеров, речь шла тогда о суммах в 500 и более миллионов гривен. Соответствовали такому требованию, как публично признавал Халимон, всего 10% из всех 14 компаний-участниц закупок. А по факту же побеждала – только одна. Тот самый монополист – «Военсервис-Волонтер»

Если в текущем году МО такое условие сохранит, то с одной стороны оно действительно позволит отсеять фиктивные фирмы, но с другой - способность к участию даже добросовестных компаний будет напрямую зависеть от размеров объявленных лотов. И чем они будут мельче, тем выше будут шансы на настоящую конкуренцию между поставщиками.

Еще одно условие, которое может быть «ручным регулятором» допуска компаний-участников к торгам, предполагает наличие у поставщика опыта выполнения аналогичных договоров. Такая определенно нужна, и была в текущем году. Но вдобавок она может иметь финансовое выражение.

Во время закупок этого года речь шла о необходимом опыте выполнения аналогичного договора стоимостью не менее 10% от ожидаемой стоимости закупки. Этот порог преодолели сразу несколько участников. Но если процент стоимости аналогичных договоров, например, повысить, то ввиду значительных размеров пищевых тендеров МО, соответствовать такому требованию сможет снова только разве что «Волонтер». Ведь эта компания едва ли не единственная в стране, благодаря тендерной политике Халимона, теперь может похвастаться, что освоила на «аналогичных договорах» и 300 и 500 миллионов гривен. Больше на такие суммы в нашей стране вообще, кроме армии, никто и не питается. Поэтому другие поставщики пищи не смогут преодолеть слишком завышенный финансовый предел, если лоббисты монополиста или МО таки решатся на ее использование.

В заключение, интересное условие к участникам, что тоже может оказывать значительное влияние на круг компаний и конкуренцию, это требование о наличии отзывов о надлежащем качестве и количестве поставленной продукции. Она кажется должна быть обязательной. Но если кому-то вздумается ее исключить, то тоже можно будет говорить об усиленном «зеленом свете» для монополиста «Военсервис-Волонтера».

Ведь, согласно данным МО, на компанию в течение года было составлено более ста актов о нарушении договорных обязательств в части безопасности и качества пищевых продуктов, поставленных военным. И сегодня по этим фактам Минобороны судится с «Волонтером» в судах, требуя денежной компенсации нанесенного ущерба.

Как известно, Минобороны до сих пор не объявило тендеры на закупку услуг питания для военных на 2022 год. Процедура затянулась на неопределенный срок, потому что оборонный комитет дважды отказался утверждать годовой план закупок МО. И пока политики только обещают решить проблему, Минобороны уже вынужденно пролонгировало по меньшей мере 9 пищевых контрактов с монополистом «Военсервис-Волонтер», чтобы не оставить ВСУ голодными в январе.

В искусственном затягивании с утверждением годового плана закупок, СМИ назвали «заинтересованными» двух нардепов от «Слуг народа», которые собственно и сняли продовольственный вопрос по рассмотрению профильного комитета 8 декабря. Однако, ни Игорь Копытин, ни Александр Завитневич, своих мотивов публично до сих пор не объяснили.

Какими будут новые условия тендерных закупок питания от МО, и когда они смогут начаться, оборонный комитет должен определить уже завтра, 15 декабря.