Этический совет при Высшем совете правосудия вот-вот должен начать работу. И это очень досадная новость. Такой она является, собственно, для иностранных членов Этического совета.
И речь не о том, что им придется сначала проверять кандидатов на должности членов ВСП от парламента и ученых, а не прореживать ряды действующих членов ВСП. А о том, что им придется начать работу своими силами.
Отсутствием распорядительного решения председателя (или лица, выполняющего соответствующие функции) ВСП, Высший совет правосудия затронул наиболее болезненное для всех международных грантовых программ поддержки - они, оказывается, никому не нужны. Их не ждут. Они – не мессии.
Если бы было решение (подписанное кем-либо) о формировании состава Этического совета, можно было бы, гордо подняв голову, заявлять — вот, даже орган — олицетворение коррупции (хотя никакого подозрения, даже ни одного фактового дела относительно ВСП или его членов нет), которое пожирает украинские суды изнутри, понимает, как важно эту коррупцию одолеть. Просит нас о помощи.
Если бы было решение об отказе в создании или другом проявлении противоположности, можно было бы менее пафосно, но не менее гордо заявить — пронизанная коррупцией система сопротивляется очищению, но граждане требуют, и мы спасем украинцев от коррупционной гидры на средства американского народа.
Это не дает иностранным и международным организациям, которые поддерживают реформы в Украине, направить своих представителей к непосредственной работе в Этическом совете. Уже две недели, как он может работать — ни одного заседания. Конкурсная комиссия ВККС медлит с началом работы уже более двух месяцев.
Наиболее болезненно это для американских партнеров. Ведь это не корреспондируется с их образом спасателей от коррупции и экспортеров демократов в развивающиеся страны. Никто не умоляет о спасении. А самостоятельно спасать кого-то, кто не нуждается в помощи, как-то странно. В мировой и украинской новейшей истории такие процессы уже были. Своеобразный «неоколониализм», если не сказать «экспансия», «захват» или «оккупация». И отнюдь не «миротворчество».
Имидж США как государства-миротворца и так сильно пошатнулся после провала насаждения демократии в Афганистане. Теперь ко всем агентам США на территории других стран, в том числе вполне гражданским, очень высокие требования. И нужно показать хоть какой-то успешный проект.
Таким проектом могла бы стать судебная реформа в Украине. Да, конечно, это как будто совсем другая сфера и масштаб совсем не тот. Но при должной медийной поддержке вполне могло бы хоть как-нибудь исправить ситуацию. Наименьший успех мог бы позволить разным американским ассоциациям продолжить работу в мире. Ведь один провал – лишь случайность, второй – совпадение, третий – закономерность. Задача искоренить коррупцию из украинских судов могла бы стать вполне достойным ответом скептикам такой поддержки за деньги американского народа.
Проект впечатляющий: крупнейшая страна Европы, страдающая от военной агрессией и желающая вырваться из-под влияния могущественного соседа, разорванная изнутри тотальной коррупцией, просит помощи у американского народа. И получает ее в лице трех международных экспертов, которые помогут судебным властям очиститься от всех коррупционеров и стать справедливым. Как-то так.
Да, именно с конца 2019 года, как только был ликвидирован ВККС, уровень доверия к судебной власти в Украине внезапно начал снижаться. К тому же с 2014-го, после первой люстрации членов ВККС и ВСП, стабильно рос, а как только судебная реформа 2016 года вышла на финишную прямую - начал падать.
И падал он под громкую медиаподдержку центральных телеканалов и ведущих общественных интернет-изданий, которые когда-то приобрели статус символов независимости и свободы слова, а ныне превращаются в сливные ямы. В основном, из-за блогов и комментариев тех, кто хотел получить очередной грант на судебную реформу. Население уверяло, что суды плохие. Что судьи – коррупционеры. Что справедливости в судах нельзя искать.
При этом не говорили, что в Украине осталось менее 4000 полномочных судей, за год рассматривающих более 4 млн. дел, в которых принимают миллионы решений, из которых не более 15% обжалуются вообще. А из обжалуемых 85% остаются без изменений судами высших инстанций. Что в Верховный Суд поступает только 10 часть от всех дел, и только единицы из них действительно создают или меняют практику, или вызывают публичный резонанс.
Но нет, надо сказать, что в украинских судах коррупция, она пленила органы судейского управления, даже те, которые уже два года не работают, чтобы потом героически с этой коррупцией справиться.
Так, в октябре состоялся брифинг "Недоверие к судам в Украине: организованный кризис или объективная реальность", посвященного особенностям освещения деятельности Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей Украины и судов в 2019-2021 годах. В нем приняли участие и. о. председателя ВСП Алексей Маловацкий, руководитель политико-правовых программ ОО «Украинский Центр общественного развития» Игорь Рейтерович, председатель Комитета по вопросам верховенства права Национальной ассоциации адвокатов Украины Марина Ставнийчук.
На нем презентовали мониторинговое исследование медиаполя по освещению деятельности Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины в период 2019-2021 годов.
«Анализ данных мониторинга свидетельствует о том, что за счет активного продвижения негативных комментариев и оценочных суждений отдельных экспертов-активистов общественное мнение было искажено. Оценка деятельности Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины в украинских медиа подавалась предвзято. В результате мы увидели снижение доверия граждан к судебной власти и многочисленные попытки изменить законодательство о судоустройстве, мотивируясь искусственно созданной проблемой», – говорит руководитель политико-правовых программ ОО «Украинский Центр общественного развития» Игорь Рейтерович.
Председатель Комитета по вопросам верховенства права Национальной ассоциации адвокатов Украины Марина Ставнийчук заявила, что в связи с тем, что реальная судебная реформа не происходит национальными силами, а есть бесконечное давление на судебную власть, выискиваются все новые и новые способы влияния на формирование судебной власти и органов судейского управления. Одним из них является относительно новый инструмент — общественные советы, этические и конкурсные комиссии, где международным экспертам и грантовым организациям пытаются передать полномочия по формированию судебной власти, устраняя таким образом из этого процесса национальные институты и профессиональные юридические сообщества.
Именно этот фон, нагнетавшийся тем больше, чем ближе становилась реальность запуска Этического совета. А после ее формирования – тишина. И только единичные попытки переложить ответственность за то, что до сих пор Этический совет не провел заседание и не проверил членов ВСП на саму ВСП.
Они ожидали, что станут героями для украинского и своих народов, которые очистят суды от коррупционеров (к слову украинская система правосудия и сама демонстрирует готовность к очищению от тех коллег, которые не сдержали присягу) и дадут в конечном счете украинским гражданам шанс на справедливость в судах (помним - 85 % судебных решений никогда никем не обжалуются).
А стали захватчиками — должны самостоятельно прийти в ВСП, получить себе стулья и стол, ручку с блокнотом и оргтехнику для работы…
Вдобавок к этому — невозможность работать по своему месту работы и получать любое за свою деятельность в Украине вознаграждение, кроме среднемесячной зарплаты, которую должен платить работодатель соответствующего члена Этического совета — адвокатское объединение или общественная организация.
Не ожидают иностранных мессий в Украине. Да и мессии ли они? А может, никакие это не международные эксперты, а международные агенты? Представители не международных организаций, а правительств, или, может, даже спецслужб? Или как еще можно объяснить то, что в коммуникацию вместо независимых профессиональных экспертов, которые должны войти в состав этического совета, с украинскими судьями общаются послы иностранных государств?
Будет ли эффективна для Украины их работа — оценки весьма скептические. Да и неудивительно – мы уже привыкли сосуществовать с ними рядом. Правда, еще никогда до этого они не попадали так глубоко в систему украинской власти, чтобы принимать решающие для кадровых вопросов решения. Но почему-то им стало это не по силам — не могут никак начать работу.
На этот случай есть положение, позволяющее члену этического совета сложить с себя полномочия по собственному желанию, может время им воспользоваться?
В интернете не сложно найти информацию, что отдельные американские проекты в Украине уже больше 20 лет. Другие страны тоже оказывают нам поддержку не одно десятилетие. Они же финансово поддерживают различные центры по борьбе с коррупцией и ради внедрения реформ.
И все это время они готовят и поддерживают судебные реформы. Каждую из тех, которую в дальнейшем, при смене политической власти, снова «называли» несовершенной и переписывали уже с администрацией следующего президента. Речь ли в таком случае о юридическо-правовой поддержке реформы, или пора сказать о прямом политическом влиянии?
И сегодня члены Этического совета прибывают тихонько, без анонсов, не как мессии, а как шпионы. И не идут сразу в ВСП, где у них должно быть рабочее место, а тихо встречаются с местными «активистами», которые до того два года создавали фон недоверия к судам в Украине.
Не миротворцы и не спасатели для судебной власти Украины. Это уже четко ощущают в Украине и рядовые граждане, еще недавно верившие в слухи о тотальной коррупции в судах.