В начале октября Рада планирует приступить ко второму чтению законопроекта о реформе Службы безопасности Украины. Документ имеет долгую и трудную судьбу, поскольку во многом ломает систему, доставшуюся в наследие от бывшего советского Комитета госбезопасности.
О том, как шла работа над реформами, какие риски удалось победить, а какие могут остаться, «КП в Украине» беседует с бывшим сотрудником СБУ в Киеве и области, ассоциированным экспертом Украинского института будущего по реформированию правоохранительной системы и судов Иваном Ступаком.
- Иван, мы знаем, что вы пытались внести свою лепту в многострадальную реформу СБУ. Как начиналась эта эпопея?
- Изначально реформу планировали делать, как говорят программисты, «с открытым кодом». Приглашали разных экспертов: приходите, приносите свои идеи, будем обсуждать, присматриваться, прислушиваться.
В сентябре 2019 года я презентовал свою концепцию реформы СБУ и свой законопроект в Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Верховной Рады. На презентации присутствовали народные депутаты других комитетов, представители НАТО, Европейского союза, посольства США. Также я подготовил несколько расширенных презентаций в формате «что было, что есть и что планируется создать».
На определенном этапе даже приняли решение зарегистрировать мой законопроект от Комитета по нацбезопасности и использовать как основу для дальнейшей работы. Но в последний момент Давид Арахамия сказал, что раз СБУ - это президентская вертикаль, то и законопроект должен подавать президент. Точка.
Знаю, что кроме моих предложений было много других - от общественных организаций, от партии «Голос». В конечном же итоге от президента в Раду был внесен законопроект, который разработали в кабинетах СБУ.
- В чем камень преткновения?
- Предложения, которые подавались от экспертов, касались двух основных моментов: СБУ лишается функций борьбы с экономической преступностью и коррупцией, а также следствия. В законопроекте, который Служба безопасности сделала сама под себя, фактически оставили все как есть: минимум изменений, максимум полномочий.
- Законопроект от СБУ, насколько помнится, был раскритикован, многократно правился и дорабатывался.
- С 2020 года мы стали работать в онлайн-группах, начали происходить интересные и даже загадочные вещи. Проговариваем и фиксируем одни наработки, а во время очередной встречи появляются совершенно другие новаторские решения от неизвестных авторов. Так продолжалось несколько месяцев подряд. Сдавали нервы и у международных экспертов. Во время одного из заседаний представитель НАТО не выдержал и прямо высказался: «Да что же это такое! Мы делаем одно, а на бумаге появляется совсем другое».
В СБУ со временем стали прямо говорить, что не будут поддерживать законопроект на тех позициях, которые предлагают эксперты. Шла такая тихая война.
- А что СБУ не устраивало, кроме обрезания функций по экономике и коррупции?
- Количество людей в службе. Изначально предлагалось сократить штат почти вдвое - до 13 000 человек. Это аргументировали опытом Европы. В Великобритании на 66 миллионов населения в службе контрразведки работают порядка 4000 сотрудников. Это при том, что официальный Лондон уже много лет с разной интенсивностью раздирается на части сепаратистскими движениями со стороны Ирландии и Шотландии. В то же время в Германии на 83 миллиона примерно 5000 сотрудников контрразведки. А в Украине на 44 миллиона жителей приходится порядка 27 000 сотрудников СБУ, из которых прямую функцию выполняют только 25%. Остальные - вспомогательный персонал.
- У службы были свои аргументы?
- Служба апеллировала к тому, что численность ФСБ России 200 000 человек, и все воюют против Украины. Но справедливости ради стоит отметить, что в составе ФСБ 100 000 сотрудников составляют только погранвойска. Из оставшейся части оперативных работников максимум половина, а населения в России больше 144 миллионов. Все фээсбэшники не в состоянии заниматься только Украиной.
Еще СБУ категорически не хотела терять следственные функции. В интервью одного функционера прозвучала такая фраза: «Все правоохранительные органы могут расследовать дела, а мы не сможем». Вроде как «у соседа есть, а у меня не будет».
Также в СБУ настаивали на том, что необходимо оставить функцию борьбы с организованной преступностью, а для аргументации приводились доводы, что Россия использует ее членов против Украины. Но если посмотреть отчеты СБУ, то только в одном я нашел упоминание о такой ОПГ, которая функционировала в интересах ФСБ РФ. Остальное - это фальшивомонетчики, угоны автомобилей, торговля людьми и наркотрафик. С такими задачами должна справляться полиция.
- То есть служба боролась за те свои функции, которые приносят живые деньги?
- Конечно…
Иван Ступак эксперт Украинского института будущего по реформированию правоохранительной системы и судов. Фото: uifuture.org
- Вариант законопроекта, который рассмотрят во втором чтении, одобрили и НАТО, и Евросоюз. СБУ удалось что-то выиграть?
- Большого сокращения не будет. Оставили численность в 20 000 сотрудников. 7000 будут сокращены в течение ближайших трех лет с правом переходить на госслужбу без конкурса. Мне кажется это не совсем справедливо. Я тоже был за право перевода, но все же на конкурсных основаниях.
В остальном пришлось уступать. Расследование уголовных производств будет поэтапно передаваться в Государственное бюро расследований. К 1 января 2025 года все дела должны быть в производстве ГБР.
- Хочу привести пример в защиту следствия СБУ. Активисты движения «Кто заказал Катерину Гандзюк?» требовали, чтобы следствие из полиции передали в службу. И только когда это произошло, преступление было до конца раскрыто, названы все заказчики и организаторы.
- Я бы сравнил это с тем, как ювелиру поручили ковать подкову. Да, одну он может выковать, но не должен делать это массово. В расследовании убийства Гандзюк было задействовано очень много людей, очень много средств и технических ресурсов. Нерационально тратить силы спецслужбы, которая должна заниматься контрразведкой, искать шпионов и диверсантов, на все преступления, которые вызывают резонанс. В стране должны нормально работать полиция и прокуратура.
- Знаменитый отдел «К» будет расформирован?
- Формально его не будет, но по факту он останется. В законопроекте прописана функция борьбы с транснациональной преступностью.
- А международная контрабанда? Сможет служба, как и прежде, контролировать «ворота» на границе и потоки?
- Контрабанда должна уйти в новосозданное Бюро экономической безопасности. Но в переходных положениях законопроекта аккуратно зашито, что СБУ по согласованию с таможней может перемещать по территории Украины товары, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.
- А кто теперь будет кошмарить предпринимателей?
- Бюро экономической безопасности. Все крупные финансовые преступления - мошенничество с финансовыми ресурсами, подделка акцизных знаков, разворовывание госсредств, уклонение от налогов - будут в его зоне влияния.
Насколько прозрачно станет работать этот орган и выполнит ли функцию аналитического, будет зависеть от того, как построят его работу.
- Мы не знаем, какие правки внесли депутаты в последний вариант законопроекта, но основная концепция сохраняется. И ее критикуют правозащитники. Дескать, опять имеем прототип КГБ и старые рычаги для нарушения прав человека. Например, работа в коллективах под прикрытием, право заходить куда угодно и когда угодно не представляясь.
- Работа под прикрытием - это нормально, оперативник не соберет информацию, если будет оглашать себя всем подряд. Потенциалом для нарушения прав я считаю компетенцию сотрудников СБУ проводить досмотр личных вещей человека, транспортных средств без наличия каких-либо процессуальных оснований и соответствующих документов.
Есть еще две статьи, которые противоречат друг другу. Одна говорит, что явиться в офис сотрудник СБУ может по согласованию с руководителем. Вторая дает право беспрепятственно входить в помещения любой формы собственности.
Что осталось в последней редакции, мы узнаем после голосования депутатов.
- А если в офисе засел террорист или оборудован тайник со взрывчаткой?
- Это крайняя мера, она есть и в законе о полиции. Если совершено, готовится преступление или существует угроза жизни людей, постановление суда не требуется.
- На какие моменты законопроекта вы бы еще обратили внимание?
- Я не раз говорил о том, что СБУ хочет контролировать небо. Норму после критики немного переделали, но в переходных положениях осталось право службы отправлять в Госавиаслужбу письма относительно прилета, вылета и транзита через всю территорию Украины любого гражданского авиасудна. Мотопланы, дельтапланы, частные самолеты и регулярные пассажирские рейсы. Причем необходимость называть основания для остановки полета не оговорена.
Мне кажется, что это направлено на владельцев частных авиасредств. СБУ запретила - и все. Бизнесмен должен идти решать вопросы.
- В Евросоюзе настаивали, что Служба безопасности Украины не должна быть военизированной структурой. И в законопроекте хитро написано, что будет специальное подразделение с функциями правоохранительного органа. Это как?
- Да, европейцы настаивали, чтобы не было военных. Мысль такая: если будет гражданская служба, нормированный рабочий день, без авралов по ночам и выходным. Начальству тогда тяжелее злоупотреблять своими полномочиями в отношении личного состава.
С другой стороны, тогда будет меньше мотивации к службе. Для многих сотрудников СБУ форма, погоны, звания служили и служат большим стимулом. Если всех перевести на гражданку, то среди ночи выезжать на ЧП из Киева, например, в Николаевскую область никто не захочет. Скажут: начальник, жди девяти утра.
Поэтому сошлись на том, что военнослужащими останутся сотрудники «Альфы», а оперативные сотрудники останутся со спецзваниями, как в полиции. Секретари, кадровики, финансовые отделы перейдут на госслужбу. А уборщицы, сантехники останутся вольнонаемными.
- Участие СБУ в кадровых комиссиях убрали. Но правозащитники указывают на то, что оставлена функция по проверке лиц при назначении на госслужбу.
- Это правильно, нужно проверять людей, которым доверяют государственные дела. Иначе потом мы удивляемся, как человек, имевший отношения к откровенно темным историям, получил хорошее назначение на государственную службу.
- Звучала такая мысль: что реформу СБУ и дальше всячески бы тормозили, если бы не скандал вокруг неудавшегося убийства генерала Наумова. Того, которого заказал бывший замглавы службы Нескоромный, а за организацию был задержан действующий офицер Расюк. Тогда прямо говорили, что службисты делили сферы влияния на теневой бизнес, в частности контрабандные потоки. Есть в этом зерно истины?
- Без сомнения. Скандал был очень громким, в июле Владимир Зеленский, как вы помните, распорядился уволить Наумова и провел еще ряд кадровых изменений. После этого сделал заявление о том, что «никакой альтернативы реформе службы нет и не будет». Я так понимаю, что ускорить принятие данного законопроекта было его волевым решением.
- Когда реформа наконец состоится, подобные прецеденты будут минимизированы?
- Скорее всего, да. Даже определенно - да. Потому что не останется рычагов влияния на экономику. И станет видна работа людей, которые служат ради службы и ради идеи. Условно говоря, закроется пропасть, когда из 100 человек 80 работают за зарплату, а 20 получают суммы с большими нулями.
Кто не захочет работать на зарплату, будут вынуждены уходить.
- А вот глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин недавно заявил, что в действующей редакции реформа СБУ позволяет уволить лучших офицеров и оставить худшие кадры.
- А кого он считает лучшим? Это индивидуальное мнение Шабунина. Я лично вижу в службе большой потенциал для сокращения кадров. И начинать надо «с хвоста».
В Службе безопасности огромное количество начальников гаражей, секретарей, сотрудников кадровых, финансовых, хозяйственных подразделений и так далее. Ведомственные садики, ведомственные санатории. Давайте хоть санатории уберем. За те же деньги, что они стоят, можно хорошо отдохнуть в Турции, а не ехать в этот рудимент советской эпохи.
Еще ведомственные больницы. Давайте передадим их в систему Минздрава, а СБУ будет доплачивать за лечение своих сотрудников. Это экономичнее, чем держать на ставке стоматолога, который фактически не практикует, но сидит на бюджете службы до пенсии.
- Я правильно понимаю, что службу можно урезать без урона для оперативной работы?
- Безусловно. Например, в учебном заведении СБУ есть штатная должность… ключника. Это специальный человек, который отвечает за ящичек, куда собираются ключи от кабинетов. Охрана отдельно, а ключник - отдельно.
Можно взять примеры повыше. В СБУ сопротивляются: нельзя уменьшать статус руководителя. Нельзя генерала переводить на должность полковника. Потому что у него будут замы подполковники, не будет положен по штату персональный водитель, не будет четырех помощников, личного секретаря… Представляете, какая произойдет катастрофа!
- Когда реформа состоится, простой человек на себе это как-то ощутит?
- Сразу нет. Бизнесмены почувствуют, когда начнут передавать дела - до 2025 года. Часть функций следствия будут сокращены быстрее.
А общество увидит результат, когда прекратятся расследования по сотрудникам СБУ. По их имуществу, злоупотреблениям.
- Вы сами были в этой службе. Можете поручиться, что ее можно сделать пусть не кристально чистой, но хотя бы поставить фильтры? В обществе уверены, что офицеров, живущих на одну зарплату, в СБУ просто нет.
- Есть. Понятно, что у каждого свой интерес, кроме идеи. Кто-то надеется получить квартиру. А если уже получил, то обязан прослужить 20 лет, чтобы иметь право на приватизацию жилья. Многих держит карьерный рост. Кто-то просто ждет повышения зарплаты, кого-то устраивают льготы, пенсия.
Но это обычные человеческие стремления, не имеющие ничего общего с наживой.
- Закон об олигархах, несмотря на огромное количество правок, приняли молниеносно. Ваш прогноз: поступят ли так депутаты с реформой СБУ или будет долгое обсуждение всех замечаний?
- Пятьдесят на пятьдесят. Не могу прогнозировать. Думаю, все будет зависеть от решения в Офисе президента: или рубим сплеча, или затеваем спор.