Чего ожидать от избирательной кампании и какими политтехнологиями порадуют нас ведущие политические силы?
Конец лета будет жарким
Кампания стартовала второго августа. Оставшийся летний месяц и весь сентябрь политические партии, блоки и объединения будут агитировать избирателей. Судя по непродолжительности, кампания будет жаркой, причем основные баталии развернутся на невидимом фронте политических технологий. По оценкам экспертов, черные кассы, которые будут истрачены на заказные телеролики, провокативные публикации в прессе и интернет-кампании, по объему вполне сравняются с легальными суммами, выделенными на рекламу, а это, по разным оценкам, не менее четверти миллиарда долларов.
- Агрессивный характер избирательной кампании нужно ожидать прежде всего в «оранжевом» лагере, - утверждает российский политтехнолог Игорь Шувалов, «арендованный» на время выборов Партией регионов. - Причем агрессию эту они направят не против регионалов, а друг против друга - бороться будут за десятые доли процента, потому что в случае если правительство будут формировать «оранжевые», победившая партия назначит премьер-министра.
Впрочем, первые успешные примеры политтехнологий пока что не дают повода заподозрить «оранжевых» во взаимных нападках.
«Самооборона» в глухой обороне
Политтехнологи «Народной самообороны», видимо, решили, что лучшая защита - это нападение… на саму «Народную самооборону». Час Ч наступил в прошлую субботу, когда неизвестные ограбили кировоградское отделение блока «НУ-НС», угнали и разбили автомобиль политтехнолога Олеся Дония, работающего с этой силой, а милиция изъяла агитпалатки активистов в Хмельницкой области. Три события в один день - чем не повод для лидера партии выступить с трибуны и заявить о «реабилитации кучмизма». Что Юрий Луценко, собственно, и сделал.
Ущерб, причиненный партии, был невелик: угонщики лишь чуть-чуть помяли автомобиль, а дюжина компьютеров и предметов оргтехники, похищенных из отделения партии, сошли с конвейера еще в прошлом веке. Самообороне пришлось бы потратить гораздо большую сумму, заказывая «коммерческие» ролики на телевидении - а сейчас кадры разграбленного офиса показали совершенно бесплатно.
Тимошенко не пускают на TV
Политрекламу своего блока Юлия Владимировна решила направить в старое русло, сыграв на чувствах «оранжевого» электората. Политтехнологи поместили на задний фон телероликов кадры 1996 года с целующимися Кучмой и Морозом, а также более недавнюю запись с тем же Морозом, Януковичем и Ющенко, пожимающими друг другу руки. Оба ролика были отвергнуты ведущими телеканалами.
- Они не взяли наш ролик, в котором говорится об отмене 63 социальных законов правительством Януковича, а тот, где жали друг другу руки три руководителя государства, нам сказали переделать, - рассказала лидер блока и тут же намекнула на цензуру. - Я думаю, что никакой мотивации не было, это просто такая позиция.
Эксперты уверяют, что в случае с БЮТ пиар-технологии были использованы лишь опосредованно, то есть пиарщики Юлии Владимировны хотели только показать, «чего стоят все их договоренности».