Руководитель самого большого из украинских ведомств - а в состав Минтранссвязи, кроме железных дорог, Укрпочты и Укравтодора, входят Госавиаадминистрация, Департамент морского и речного транспорта, Госавтоадминистрация и даже собственные транспортные войска - человек весьма и весьма занятой. Поэтому дать интервью нашему изданию он согласился буквально на ходу: беседа велась на заднем сиденье министерского автомобиля.
«НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ ОДНИМ ДНЕМ»
- Иосиф Викентиевич, какие уроки Украине нужно вынести из последнего топливного конфликта с Россией?
- Урок первый: нельзя жить одним днем. Урок второй: когда есть экономические интересы, нельзя надеяться на дармовой хлеб. Урок третий - энергетический терроризм всегда был, есть и будет.
Никто не вышел победителем, никто не проиграл. Такие вещи - чистая политика, а политика никогда не измеряется в граммах, сантиметрах, тоннах, долларах... Долгое время мы получали дешевый газ. Были и запутанные системы поставок, и непрозрачные схемы. Но нужно же было когда-то переходить на нормальные отношения. Да, мы заплатили определенную цену - причем я считаю, что эта цена не очень большая и не очень маленькая. Но ради того чтобы выйти на правильную математическую формулу (определения цены на газ. - Авт.), мы выбрали правильный путь, взаимовыгодный для Украины и России.
- Совсем недавно велись разговоры относительно отставки ряда министров, в том числе вас, Георгия Филипчука (Минэкологии) и Богдана Данилишина (Минэкономики). С чем были связаны слухи? Не будет ли пересмотрен кадровый состав Кабмина?
- Я - член политсовета блока (Блока Юлии Тимошенко. - Авт.), то есть органа, определяющего политику. И ни единого раза кадровые вопросы на политсовет не выносились и не обсуждались. Не хочу говорить о других коллегах, скажу о себе: 50 млн долларов в том году выделили на программу по дискредитации Винского, и сейчас мне доложили, что те же деньги выделили и на этот год.
Сегодня на коллегии мы говорили о концепции развития министерства. И если удастся ее реализовать, для проходимцев, коррупционеров и прочих личностей это будет огромный минус. В прошлом году они потеряли порядка двух миллиардов, в этом году утратят такую же сумму. Понятно, что они недовольны ситуацией, постараются что-то поменять. Будут искать любые механизмы. Ведь и я допускаю какие-то оплошности, не нужно считать, что в министерстве все идеальны...
Но серьезной игры у них не получилось: попытались столкнуть лбами Винского и Турчинова, Винского и Тимошенко, а остались ни с чем. Интеллекта не хватает. Они не понимают одного - как в фильме «Мужики»: «Вот это вы, бабы, не понимаете, почему мы одних любим, а на других женимся!». И они так же не могут понять, что может быть министр, который не держится за должность, имеет какие-то принципы. Им нужно меня подкалывать, но меряют-то по себе! Поэтому я отношусь к проблеме спокойно. Я ведь ни Тимошенко, ни Ющенко не служу - я служу делу.
«БЛИЗКИХ ДРУЗЕЙ - НЕМНОГО»
- На каких путях вы видите построение светлого и цивилизованного общества в Украине?
- Нам в этом отношении особенно играться с интеллектом не нужно. Рядом находится Евросоюз, который многие механизмы отработал самостоятельно. Вначале нужно ориентироваться на их ценности и наработки. За основу стоит брать их опыт, причем не стесняясь.
- Как и в отношении управления государством?
- Именно. Начиная с Конституции, выравнивания популистских шагов, которые допускались на протяжении долгих лет, и заканчивая сознательным изучением системы управления государством.
- У вас много друзей?
|
- Близких - немного.
- А врагов?
- К сожалению, гораздо больше.
- А в каких отношениях вы с премьер-министром? Часто ли общаетесь, могли бы прямо сейчас набрать ее номер телефона?
- Набрать?
Министр достает мобильный телефон, перелистывает телефонную книжку и демонстрирует запись:
- Отдельно обозначено. Видите, вот Турчинов, вот Юлия Тимошенко! Конечно, любой министр имеет возможность общаться с премьером. Было бы ненормально, если бы это было не так. В кабинете стоит прямой телефон, есть мобильный, связь через коммутатор. Практически каждый день общаемся на различных совещаниях, а раз в неделю - на заседании правительства.
- Мне приходилось бывать на заседаниях Кабмина у Януковича и Тимошенко. Картина совершенно разная: «бело-синее» правительство вело себя достаточно расхоложенно, нынешнее - более слаженно…
- Да, у нас и система организации в регионах построена совершенно по-другому. А вы обратите внимание, кого Тимошенко выдвинула в министры. Это не люди из ее семьи или старого окружения. Не должны отношения премьер-министра с министрами напоминать семейные! Это вредит делу: на госслужбе должен быть порядок, система уважения и подчинения. Это уничтожает круговую поруку и систему, которая убивает страну.
- Какая ваша главная задача на этот год?
- Сделать министерство эффективным. Такая же, впрочем, как и у любого министра. Мне вот очень приятно, что по итогам года мы вышли на второе место по эффективности, сразу после Министерства сельского хозяйства - у них выдался урожайный год. А ведь в Министерстве транспорта мы ничего не получаем из бюджета. Каждую копеечку люди сами заработали. Мое министерство - единственное из всех - работает без выходных в круглосуточном режиме.
КСТАТИ
Достижения и планы Министерства транспорта и связи
В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ
Достижения в 2008 году:
Планы на 2009-й:
В СФЕРЕ СВЯЗИ
Достижения в 2008 году:
Планы на 2009-й:
Внедрение наземного цифрового телевидения и радиовещания, новых радиотехнологий.
Развитие общедоступных телекоммуникационных услуг, в том числе в сельской местности.