- Леонид Иванович, сегодня в Крыму празднуют годовщину референдума 20 января 1991 года, восстановившего автономию, - День Республики. Но, судя по выступлениям, которые прозвучали на Всекрымском вече, созванном накануне Общественным советом, который вы возглавляете, у вас и ваших единомышленников настроение далеко не праздничное. С чем это связано?
- К сожалению, ситуация в Крыму принимает все более опасный характер. Можно сказать, что мы живем накануне взрыва.
Во-первых, возможен межэтнический и межконфессиональный конфликт, обусловленный тяжелым социально-экономическим положением и большим количеством нерешенных социальных проблем. Им пользуются силы, надеющиеся превратить часть полуострова или даже весь Крым из территориальной автономии в национальную.
Во-вторых, массовое возмущение, вызванное попытками лишить Крыма статуса автономии, может вылиться в стихийные формы протеста. Дестабилизация в Крыму неизбежно распространится на другие регионы Украины.
- Есть выход?
- Выход - в неукоснительном соблюдении закона. У нас есть Конституция Крыма, которая является неотъемлемой частью законодательной системы Украины. Конституция позволяет крымскому обществу отстаивать свои базовые интересы.
- Так почему крымские власти не добиваются реализации Конституции автономии?
- Игнорирование воли крымчан при выработке внешнеполитического курса противоречит Конституции. Поэтому сторонники вступления Украины в НАТО хотели бы обойти Конституцию Крыма, сделать вид, что ее вовсе не существует. И тут выясняется, что группировки, в том числе и откровенно криминальные, от которых зависит крымское руководство, готовы обменять Конституцию на возможность грабить природные богатства полуострова и беспрепятственно спекулировать землей. Возникает основа для закулисной сделки, которая и совершается за спиной украинского и крымского общества.
Время от времени представители крымской власти, опасаясь роста общественного недовольства, обещают защищать конституционные полномочия автономии. Но как только волна общественного возмущения спадает, они возвращаются к прежней соглашательской политике, вновь начинают торговать правами Крыма.
Действенно отстаивать Конституцию АРК могут только политики, не зависящие ни от олигархии, ни от криминала.
- А в чем такая важность сохранения территориальной автономии для Крыма и для страны в целом?
- Недавно Гренландия, где живет всего 58 тысяч человек, получила статус автономии. Почему датское правительство пошло на это? Потому что территориальная автономия, подобная той, что существует в Крыму, позволяет сохранить культурное и экономическое своеобразие региона, гарантировать права его жителей, не создавая угрозы для государственного единства. А значит, является залогом нормального развития государства. Не случайно в последние годы появилось так много автономных образований в Европе. Напомню, что сохранить Квебек в составе Канады удалось только после того, как ему были предоставлены широкие автономные полномочия.
Но безответственная политика власти подталкивает Крым к иному, крайне опасному сценарию. В крымском обществе провоцируются внутренние конфликты. Те политические деятели, которые полагают, что, унижая Крым, они укрепляют украинское государство, в действительности совершают преступную ошибку. Устойчивое развитие Украины возможно только при условии полноценной реализации конституционных прав Крыма.