На сайте Совета Европы опубликован документ, который вызвал неоднозначную реакцию. Некоторые СМИ объяснили его как заявку на временное отступление от положений Европейской конвенции по правам человека и Международного пакта о гражданских и политических правах, а по соцсетям понеслось наше любимое - "зрада". На этот раз – "зрада" принципов демократии.
Что происходит на самом деле - в материале Коротко про.
Официально речь идет о Note verbale – вербальной ноте, которая является разновидностью дипломатической, но не содержит подписи. Проще говоря – об устном сообщении, что Украина должна допустить ограничение ряда свобод в связи с военной агрессией России. К Note verbale обязывает ст. 15 Европейской конвенции по правам человека, которая допускает отступление подписавшихся от обязательств во время чрезвычайной ситуации.
- Такие уведомления Украина делала начиная с 2014 года, когда вынуждена была защищать свой суверенитет и неприкосновенность из-за событий в Донбассе, - говорит правозащитник, директор Института стратегических исследований и безопасности Павел Лисянский. – Такая нота была подана после 24.02. 2022 г. в связи с объявлением военного положения. И обновлялась согласно введениям в действие определенных законодательных норм.
Документы были поданы 4 апреля и зарегистрированы в Генеральном секретариате Совета Европы 5 апреля. Это приходится на период, когда депутаты обсуждали поправки к крупному законопроекту о мобилизации. По убеждению Павла Лисянского, обновление ноты об отступлении от некоторых положений Европейской конвенции связано с этим документом, поскольку включена статья о праве человека распоряжаться своим имуществом.
- Законопроект предусматривает мобилизацию одного автомобиля, если лицо имеет в собственности два. До этого забрать у человека машину могли исключительно по решению суда – как средство преступления или для выполнения долговых обязательств, – разъясняет правозащитник. – Кроме того, будет действовать норма, когда военнообязанного могут ограничить в праве пользоваться собственным авто, если он не выполняет требования ТЦК и СП. Я думаю, что со временем мобилизационные нормы будут усиливаться, а значит, и будут обновляться ноты. Украина не Россия, которая просто попрала все человеческие права. Украина выполняет требования Европейской конвенции, извещая о вынужденных мерах.
В условиях ограничений мы вынужденно живем уже третий год, руководствуясь законом о правовом режиме военного положения. Это нашло отражение и в представленной в Совет Европы ноте. В частности:
Ограничение права на свободное передвижение (отступление от ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах):
Вмешательство в личную жизнь (отступление от ст. 17 Пакта):
Ограничения в свободном выражении взглядов, свободе распространять любую информацию и идеи (отступление от ст. 19 Пакта):
Без права на мирные собрания (отступление от ст. 21 Пакта):
Запрет голосовать и быть избранным, поступление на государственную службу (отступление от ст. 25 Пакта):
– Каждому из этих ограничений сегодня есть объяснение. Европейская конвенция и Международный пакт о гражданских и политических правах – это не голые декларации. У них есть ссылки на законы, действующие в той или иной стране, а главное условие – чтобы все права и свободы исходили из интересов государственной безопасности, общественного порядка, здравоохранения и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц, - говорит адвокат Алексей Сиротин. - Европейская конвенция допускает даже нарушение основополагающего права – на жизнь в случае исполнения смертного приговора суда, только необходимого применения силы или ведения справедливой войны. То есть дает нам право убивать врага.
В целом же из 18 статей о правах в Европейской конвенции по правам человека всего четыре исключения, по которым не допускаются отступления:
Конвеенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская Конвеенция по правам человека) была открыта для подписания 4 ноября 1950 года, вступила в силу 3 сентября 1953-го. Кроме перечня прав и свобод, которые должны соблюдать государства-пудписанты, она ввела механизм деятельности международного суда по правам человека.
Украина ратифицировала Конвенцию 17 июля 1997 года, тем самым взяв на себя обязательство привести свое законодательство к международным стандартам.