С 12 февраля государственное предприятие
Молдавская железнодорожная компания – банкрот. "Пассажирские перевозки внутри страны оборачиваются ЖДМ ежемесячным ущербом в 9-12 млн леев. (около 600-800 тыс. долларов в месяц). Предприятие несет убытки. Нас никто не финансирует. Эти поезда устарели и представляют опасность для пассажиров. Наступает летнее время, они начинают загораться и подвергают рискам людей", - заявили в ЖДМ.
А с марта 2020 года в связи с пандемией коронавируса было приостановлено движение международных пассажирских поездов, включая прибыльные маршруты Кишинев-Москва, Кишинев-Санкт-Петербург, Кишинев-Одесса и ряд других. При этом во время пандемии предприятие продолжало платить зарплаты машинистам, проводникам и другому персоналу. Но сейчас, вот уже более 6 месяцев, сотрудники ЖДМ не получают зарплату, долги составляют около 3 млн долларов.
"В связи с наличием долгов счета ЖДМ заблокированы. Задолженность по зарплате за несколько месяцев создает довольно проблемную ситуацию для антикризисного управления этим предприятием", - сказал председатель парламентской комиссии по контролю за финансами Игорь Мунтяну.
Он же отметил, что в 2018-2019 годах ЖДМ продала более 66 тыс. тонн черных металлов без согласования и решения совета директоров. Кроме того, колеса и другие изделия из черных металлов на сумму 168 млн леев (около $10 млн) были разобраны, опять же без согласия Совета директоров, что создало риски кражи. Таким образом, задолженность ЖДМ достигла 500 млн леев (около $30 млн).
Мунтяну подчеркнул, что "за все упущения и ошибки в управлении кто-то должен нести ответственность, в противном случае граждане никогда не будут защищены".
В настоящее время в Молдове ходят лишь три пригородных поезда - Кишинев-Унгены, Кишинев-Бендеры и Бельцы-Окница. "Более 70% перевозимых на этих поездах пассажиров - это сотрудники самой компании", - сказал представитель ЖДМ на парламентских слушаниях.
Замдиректора ЖДМ Мирон Гагауз сообщил, что к 1 марта сократят 258 человек из числа проводников пассажирских составов. Создана комиссия, которая проведет сокращение в четыре этапа.
По словам Гагауза, сокращение - вынужденная мера. "Основное пассажирское направление - Россия, эти поезда приносили предприятию десятки миллионов леев. До пандемии у нас шесть составов ездили в Москву, еще два - в Санкт-Петербург. С марта люди, которые работали на этих поездах, остались без работы. Мы находили им другую работу внутри предприятия, но она не была связана с их должностью. Когда снова смогут ходить пассажирские составы, никто не знает. Но как только это случится, мы снова сможем принять сокращенных сотрудников, которые захотят вернуться", - сообщил Мирон Гагауз.
Справка КП
"Железная дорога Молдовы" (Calea Ferată din Moldova) - государственное предприятие. Граничит с железными дорогами Украины в Одесской области по станциям Кучурган, Слободка и Басарабяска, Юго-Западной ЖД по станциям Могилёв-Подольский и Кельменцы и во Львовской области по станции Мамалыга. А также с железными дорогами Румынии (Căile Ferate Române) по станциям Унгены, Рени, Прут и Приднестровье.
Основу пассажирского парка поездов Молдовы до сих пор составляют полтора десятка венгерских дизель-поездов Д1. Они были произведены с 1977 по 1988 года заводом "Ганц-МАВАГ" еще для СССР. По уровню комфорта Д1 сравнимы со старой советской электричкой: деревянные лавки, нет кондиционера и биотуалета. Поезда по стране ходят медленно из-за изношенности путей. На некоторых участках скорость не превышает 25 км/ч.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ