Загрузить еще

Заработки политических ботов: за 5 лет купил дом в столице

Заработки политических ботов: за 5 лет купил дом в столице
Фото: StartupStockPhotos с сайта Pixabay

Фейсбук отчитался о прикрытии ботофермы, которая якобы сотрудничала с партией пятого президента Украины Петра Порошенко и неправительственной организации "Справа Громад". Соцсеть удалила 27 учетных записей Фейсбука, 37 страниц, 21 группу и 13 учетных записей в Инстаграме.

Пока политики и общественные деятели выясняют, насколько обоснованно зачистили аккаунты, "КП" в Украине" расспросила экспертов о том, как строятся современные политические ботофермы, кто из випов пользуется их услугами и во сколько это обходится.

От 200 тысяч долларов в месяц

Спрос рождает предложение. Он-то и объясняет, почему в Украине так активно развивается политтехнология в виде деятельности ботоферм.

- Первые ботофермы начали активно применять при президентстве Виктора Януковича. Бело-голубая команда щедро платила за создание в Фейсбуке иллюзорно огромной поддержки Виктора Федоровича, продвижение своей политической и общественной повестки дня, дискредитации оппонентов, - на правах анонимности рассказывает Сергей (имя изменено), который благодаря созданию и курированию ботоферм смог за 5 лет накопить на приобретение роскошного дома в Киеве. - На сегодняшний день абсолютно все топ-политики имеют свои ботофермы, или, правильнее сказать, "армию" в соцсетях, которая будет за них топить. Разница только в количестве участников, их продуктивности, агрессивности.

Ботофермы обычно имеют трехуровневую структуру. Первый уровень - известные блогеры, эксперты, экс-депутаты и министры, которые соглашаются на своих страницах в соцсетях размещать нужные заказчику посты, комментарии или репосты. Курируют их глава (заместитель) избирательного штаба, руководитель пресс-службы политической партии.

- Расценки самые разные. Имеет значение личный рейтинг "блогера", количество его подписчиков, особенности характера, то есть, как умело он сможет дать отпор, если его страницу атакуют тролли противника. Кто-то работает на "ставку" - от 3 тысяч долларов в месяц, кто-то предпочитает получать гонорары - 100-500 и выше долларов за каждый пост, - говорит Сергей.

За креатив - доплата

Второй уровень - фейковые и (или) арендованные аккаунты. Команда политической силы платит от 35 долларов в месяц за аренду реальных аккаунтов социально активных пользователей Фейсбука. Затем в каждом таком аккаунте специально обученные люди пишут комментарии, лайкают нужные посты. Либо же создается аккаунт с нуля, обрамляется заставочным фото (или берется фото первого встречного человека из закрытых у нас ВКонтакте или Одноклассниках). Пул райтеров, которые будут писать посты с этих аккаунтов, набирает команда политтехнолога, работающего с конкретной политпартией.

- Райтеры ежедневно получают шпаргалки с тезисами комментариев, которые они должны расшаривать просторами Фейсбука. Каждый обязуется написать определенное количество комментов. Чем больше напишет, тем выше зарплата.
За креативность комментариев идут доплаты. Существует четкий перечень страниц, под которыми должны появляться нужные комментарии, - говорит наш собеседник.
Средняя месячная зарплата бота-райтера якобы составляет 15-20 тысяч гривен. Работать можно, не выходя из дома. Хотя офисные варианты работы тоже есть.

Третий уровень - специальная интернет-программа, которая через фейковые аккаунты массово запускает лаконичные однотипные комментарии по типу: "Молодец", "Я - за Петю", "Зеленский - мой президент", "Тарифный геноцид" и т.д. Цена вопроса - 50-100 долларов за программу. Огромный минус - она недолговечна, поскольку очень быстро распознаются роботизированные комментарии, блокируются фальшивые аккаунты.

- Накануне и во время избирательной кампании содержание полноценной ботофермы - одна из самых дорогостоящих статей предвыборного бюджета. На последних местных выборах на "работу в соцсетях" тратилось около 200 тысяч долларов. Да, наша "ферма" работала круглосуточно, быстро и качественно. Мы охватили только два региона страны. Думаю, что благодаря деятельности ботофермы молодая партия смогла нарастить как минимум 2-3 к своему рейтингу, - рассказывает Сергей.

Мощное оружие в руках политиков

- Влияние политических сетей, в частности работу ботоферм, не стоит недооценивать. Главная ее миссия - создать иллюзию поддержки конкретного политика, партии, разогнать волну всеобщего разочарования его оппонентом. Идет искусственное формирование реального общественного мнения. Пользователей соцсетей достаточно быстро подводят к тому или ному мнению, выводам, - анализирует политолог Алексей Якубин.

К тому же, по словам эксперта, соцсети нередко начинают задавать повестку дня. К примеру, через соцсети можно поднять волну общественного негодования каким-то решением Верховной Рады или правительства, вбросить фейк или компрометирующую информацию на чиновника, в нужном ракурсе интерпретировать (выгораживать) прокол (зашквар) политика. А если будет бурная реакция соцсетей, то эта тема с вероятностью 99% попадет в ленты новостей.

- Еще одна направленность ботоферм - погружение лидера партии в "теплую информационную ванну". Он заходит в Фейсбук  и видит, как его народ любит и восхваляет. Элемент самолюбования, - говорит Якубин. - Но это чревато. Минувшие выборы многим политикам показали, как важно не отождествлять электоральную поддержку в соцсетях с реальным политическим рейтингом, можно погореть. 

ОФИЦИАЛЬНО

В общественной организации "Справа Громад" опровергли обвинения Фейсбука, заявив, что стали жертвой… бот-атаки, организованной командой власти.

"Фейсбук и Инстаграм без каких-либо обоснованных причин заблокировали активистов и блогеров, которые имеют многотысячную аудиторию сторонников, не практикуют "скоординированное неавтентическое поведение в регионе", не используют фейковые аккаунты и не распространяют фейковый контент. Если называть вещи своими имена, это ни что иное, как спланированная бот-атака, организованная действующей властью", - заявили в "Справе Громад".

В свою очередь народный депутат от "Европейской солидарности" Ирина Геращенко на своей персональной страничке в Фейсбуке сообщила, что соцсеть как-то выборочно реагирует на жалобы пользователей. Она привела пример, что писала жалобу на аккаунт некой JessiсaLiam, которая для аватарки использовала ее фото, то есть фото Ирины Геращенко. Но все без толку.

КСТАТИ

Как отличить бота от реального пользователя соцсети

Тщательно изучите персональную страничку человека в социальной сети. Обратите внимание на такие моменты:

  1. Наличие персональной информации. Чем ее меньше, тем выше вероятность, что перед вами бот.
  2. Наличие фото. Аккаунт без фото - повод задуматься, с кем вы общаетесь. Насторожиться стоит и когда на аватарке пользователя соцсети фото каких-то известных исторических личностей, звезд шоу-бизнеса, актеров, героев мультиков или животные (растения) и т.д. Плохое качество фотографии на заглавной странице - еще одна типичная черта классического тролля (бота). Не помешает посмотреть комментарии под аватаркой. Если их нет, то это аккаунт бота.
  3. Френд-лист. Если в друзьях пользователя сети очень мало друзей или среди друзей много аккаунтов-пустышек (с ограниченной персональной информацией), то вы скорее всего имеете дело с ботом.
  4. Активность пользователя сети. Только боты могут писать посты и комментарии в режиме 24/7. У обычных (даже самых активных) пользователей все-таки будет перерыв на обед и сон.
  5. Напишите персональное сообщение. Если перед вами бот, то вы не дождетесь ответа. Боты на сообщения не отвечают.
  6. Однотипность комментариев. Боты комментируют посты других пользователей сетей одними и теми же фразами на заданную тему (буква в букву, запятая в запятую).

СПРАВКА "КП"

Боты - специальные автоматизированные программы, основная миссия которых оставлять одинаковые комментарии под разными постами. Нередко обыватели путают ботов с троллями.

Тролли - реальный или фейковый аккаунт, за которым стоит реальный человек (но в сети имеет десятки других псевдонимов). В отличие от бота может аргументировано вести дискуссию.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Секретные группы и закрытые каналы: как работают ботофермы