К немалому перечню горячих точек на планете может добавиться еще одна. Причем почти в самом центре Европы. В этот раз конфликтная ситуация возникла между Грецией и Турцией, а их отношения уже подошли к фазе"игры мускулами". Обе страны настроены решительно, а мировое сообщество пытается помирить их.
Противоречия между двумя странами возникли из-за дележа залежей энергоносителей в шельфе Средиземного моря возле острова Крит, который одновременно считают своим и Афины, и Анкара. Обе страны лимитировали богатые углеводородами участки морского шельфа, и зоны их территориальных претензий пересекаются.
Остров Кипр с 1974 года разделен на две части – греческую и турецкую. Север острова находится под контролем Турецкой Республики Северного Кипра, которую признает только Анкара.
Греция считает, что большая часть островов и скал в Эгейском море имеет континентальный шельф, и 12-мильная зона вокруг каждой из них дает основания претендовать на создание исключительных экономических зон и добычу любых ресурсов в этой зоне – рыбы, газа, нефти, жемчуга и пр.
Турция с этим не согласна, ведь получается, что Греция претендует почти на все восточное Средиземноморье вплоть до берегов Турции.
Поэтому этим летом Анкара возобновила добычу газа в спорном районе Эгейского моря. В Греции эти действия восприняли враждебно и привели в боевую готовность свой флот.
Турция в ответ начала военно-морские учения около греческих островов. В ответ Греция принял решение сопровождать их, что привело к столкновению турецкого фрегата и греческого корабля. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что любое нападение на турецкое судно повлечет за собой "высокую цену".
Каждую сторону при этом поддерживают и другие страны как в регионе, так и вне его. "Франция, Греция и Кипр занимают более жесткую позицию, угрожая Турции новыми санкциями, в то время как Германия, Испания и Италия придерживаются более примирительного подхода", - пишет Le Figaro.
Кипр, Греция, Израиль и Египет приняли решение сотрудничать в эксплуатации газовых месторождений. В соответствии с их соглашением, нефть и газ должны отправляться в Европу по трубопроводу длиной 2000 километров, проложенному по дну Средиземного моря.
Ответом на действия Анкары и агрессивную риторику Эрдогана также стали совместные военные учения Греции, Кипра, Франции, которые проходили с 26 по 28 августа. К их учениям также присоединились ОАЭ, отправив на Крит истребители F-16. Тем самым эти страны поддержали Грецию в споре с Турцией.
"Французы отвергли турецкий "свершившийся факт" в восточном Средиземноморье и сообщили о "растущем разочаровании" в отношении Анкары. Эммануэль Макрон повторил, что международные действия Турции способствуют "смерти мозга НАТО". По его мнению, "экспансионистская политика" Эрдогана "несовместима с европейскими интересами", - сообщает LaFigaro.
А вот Берлин, который сейчас осуществляет председательство в Совете ЕС, выступает за диалог, дипломатию и посредничество. Германия заявила, что военные учения такого рода "не способствуют деэскалации". Кроме этого, на территории Германии проживают 2,5 млн граждан турецкого происхождения, что также сдерживает Берлин от критики действий Анкары. "Германия также опасается, что Эрдоган снова откроет миграционный кран, чтобы выпустить в Европу четыре миллиона сирийских беженцев, размещенных в Турции", - пишет Le Figaro.
США тоже фактически заняли сторону Греции. На днях они частично сняли многолетнее эмбарго на поставку оружия в греческую Республику Кипр, разрешив поставлять нелетальное оружие.
Но в последний момент, когда ситуация уже подошла к точке кипения, власти Греции и Турции согласились провести переговоры касательно деэскалации ситуации в Средиземном море на базе НАТО, так как обе страны являются членамиАльянса.
"Лидеры Турции и Греции согласились начать технические переговоры с НАТО, чтобы создать механизмы для разрешения конфликтов с целью снижения риска инцидентов и аварий в восточном Средиземноморье", - заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Financial Times:
"По мнению Макрона, европейские лидеры не могут уклоняться от применения "жесткой силы", имея дело с такими лидерами, как Эрдоган. Франция активно поддерживает Грецию только потому, что намерена увеличить собственное влияние в регионе. Политика ЕС в отношении Турции должна быть "жесткой", и, при необходимости, подкрепленной "демонстрацией военно-морской силы". Авторитаризм Эрдогана показал, что "перспектива" присоединения Турции к ЕС близка к нулю, как никогда раньше".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ