Одни говорят "коллапс", другие – "провокация". Все это – о контрольных пунктах въезда-выезда (КПВВ) у линии разграничения в Донбассе. С 10 июня Украина запустила работу двух КПВВ - "Марьинка" и "Станица Луганская". В Донецке же заявили, что свои блокпосты не откроют, дескать, "в Украине бушует эпидемия, есть вероятность массового заражения жителей"…
Особо поражает заявление представителей донецких и луганских "властей" том, что Украина… не согласовала с ними открытие КПВВ. При этом дата 10 июня Украиной открыто называлась задолго до этого дня. Звучат тезисы – "провокация", "издевательство", "дискредитация", "мы не откроем"…
- С кем и что мы должны согласовывать? – удивляется народный депутат Украины от Донецкой области Муса Магомедов. – С людьми, которые сами не принимают решений, а только надувают щеки, и при этом все решения принимаются в Москве? Мы свои контрольно-пропускные пункты открыли. Они не открыли? Значит, все увидели их реальное отношение к людям.
У десятков людей, которые, понадеявшись на чудо, 10 июня стояли у закрытых границ, были свои, причем очень весомые причины ехать. Но чуда не произошло: не неподконтрольной стороне к ожидающим приехала "ГАИ ДНР" и разогнала водителей, пугая штрафами. Пешие разошлись сами, причем одному из тех, кто простоял целый день в +32, на самом солнцепеке, стало плохо, его забрала скорая.
11 июня, по информации Госпогранслужбы Украины, у КПВВ "Станица Луганская" было десять человек, а у КПВВ "Марьинка" - шесть авто и десять граждан, которым необходимо попасть на неподконтрольную Украине территорию по социально-гуманитарным причинам.
В свою очередь представители "властей" Донецка и Луганска установили у своих блокпостов противотанковые заграждения. Со своей стороны они не выпустили никого, а пришедших с подконтрольной территории – развернули без объяснения причин отказа.
"10 июня четыре женщины были пропущены в сторону Донецка и длительное время находились перед блокпостом. Этим женщинам из-за проблем социально-гуманитарного характера было крайне важно попасть на временно неподконтрольную территорию. Они были настроены решительно и даже готовы были ночевать перед позициями военных формирований, лишь бы попасть в Донецк", - рассказали пограничники.
Народный депутат Украины Муса Магомедов, побывавший на КПВВ "Марьинка" 11 июня, рассказал "КП" в Украине": люди понимают, что шансы пройти на неподконтрольную территорию равны нулю, но не оставляют надежд.
- 10 июня одна машина вернулась назад. Четверых пешеходов пропустили – они вернулись назад только 11 июня, переночевав на "ноле" (нулевой блокпост, после которого начинается неподконтрольная территория. – Авт.), а это место непредсказуемое. Одна женщина там осталась, и сейчас с КПВВ отправили одну машину, чтобы уговорить ее вернуться назад, хотя она заявляла, что будет стоять там, пока не откроется въезд на территорию так называемой "ДНР", - говорит Магомедов.
На КПВВ дежурят медики и скорые. По словам народного депутата, проверка граждан занимает несколько минут: задаются вопросы о самочувствии, о том, не было ли контактов с зараженными, затем очень быстро измеряется температура.
- У медиков есть все необходимые приборы и инструменты, есть необходимые лекарства, защитные костюмы, маски и т.д. Если у человека обнаружат признаки заболевания, то его отвезут либо в Мирноград, либо в Мариуполь. Также дежурят на КПВВ представители ОБСЕ и Красного Креста, - рассказал Муса Магомедов.
То есть КПВВ готовы работать и пропускать людей, причем санитарные мероприятия не задержат граждан надолго.
|
Как рассказали "КП" в Украине жители Донецка, речь идет о дате после 24 июня. В этот день в Донецке и Луганске пройдет перенесенный из-за коронавируса с 9 мая парад Победы – такой же, как и в Москве. И до этой даты вряд ли откроются двери на границе.
- Думаю, логика такая: отроют выезд – большая часть народа сбежит по своим делам. Некому будет на парад смотреть. А так 24 июня, среда, рабочий день – все на местах, - предполагает дончанин Антон Шкиря. – Потом уже, с 25 июня, можно и людей выпускать. Хотя через Россию в Украину и так все время шастают, у кого деньги есть.
По блуждающим слухам, открыть свои блокпосты "республики" могут уже 25 июня, а может, и в начале июля, а может, через час. Все происходит слишком спонтанно, быстро, без какой-то логики. Пессимисты говорят об открытии блокпостов не ранее сентября. Впрочем, к этому времени вполне можно ожидать уже и бунтов отчаявшихся людей.
Дончане не понимают, почему их не могут выпустить на подконтрольную территорию.Пенсионеры же очень хотят выехать и забрать свои пенсии с карт, но мысль о двухнедельной изоляции не дает покоя многим.
- У меня пожилая мама, 90 лет. Она не получает украинскую пенсию, потому что мы не можем ее верифицировать – отвезти ее куда-то на подконтрольную территорию нет возможности, она нетранспортабельна и поездку через блокпосты не переживет. Если я поеду за своими деньгами, то я не смогу там на две недели остаться в изоляции. Кто будет в Макеевке ухаживать за моей мамой 14 дней? Никто! - плачет жительница оккупированного города Нина Колыванова. Ее слегка утешает, что на ее пенсионной банковской карте накопилась пенсия за три месяца, а это почти 8000 гривен. Это лекарства для Нины Ивановны и ее матери, это оплата долга по коммуналке, а остаток – в кубышку, "на похороны".
|
Живущие на копейки донецкие и луганские пенсионеры. Абитуриенты, желающие выехать с территорий, расположенных за блокпостами, и поступить в украинский вуз. Работники предприятий на подконтрольной территории. Тысячи людей (в докарантинное время – до 30 тысяч человек ежедневно) нуждаются в переездах через линию разграничения. Никто не едет просто так – проходить блокпосты с изматывающими душу проверками и адскими очередями в жару и холод можно только по очень весомым причинам. Они есть у многих. Готовы ли на КПВВ к тому, что после открытия блокпостов "ЛДНР" (а они откроются рано или поздно) через них хлынет гораздо более мощный поток граждан?
- Все понимают и все готовы, - уверяет Муса Магомедов. – Да, сейчас такой график пропуска на украинских КПВВ – с 11.00 до 14.00. Почему – никто из командования ООС не объяснил. Но думаю, что это временное решение, и пока та сторона решит открыть свои блокпосты, мы уже согласуем работу в полноценном режиме.
Хлынут ли пенсионеры? Безусловно, и не только они! Можно ли этого избежать, чтобы не превратить контрольные пункты въезда-выезда в очаги заражения коронавирусом или в неконтролируемые сборища людей? После отмены автобусного сообщения с неподконтрольными территориями многочасовые очереди в 500-600 человек у КПВВ и блокпостов – это и смерти от жары и холода, это и стрессы от стояния в чистом поле на линии огня, это унижение человеческого достоинства из-за отсутствия элементарных бытовых удобств… А ехать надо, особенно пенсионерам, каждые два месяца, чтобы сообщить в Пенсионный фонд, мол, мы еще живы…
- История с верификацией пенсионеров, с гуманитарной точки зрения, никуда не годится. На неподконтрольных территориях есть международные организации - они вполне могут верифицировать людей. Можно и даже нужно обеспечить и выплаты пенсий на банковскую карту, и получение денег там. Нам надо находить решения, иначе это издевательства над людьми, - считает Муса Магомедов. - И мы ищем! Мы не можем бесконечно жить в условиях, когда декларируем одно, а делаем совершенно другое.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
7 важных вопросов об открытии блокпостов Донбасса