Печерский районный суд Киева обязал Офис генпрокурора внести в единый реестр досудебных расследований сведения о государственной измене некоторых нардепов "Оппозиционные платформы - За жизнь". Фамилии не называются, но в прошлом и в этом году Виктор Медведчук, Вадим Рабинович и Юрий Бойко посещали Москву, где встречались с президентом, премьер-министром и другими высокопоставленными чиновниками России, что и стало причиной для подозрения.
Петр Порошенко попал под эту статью за то, что в свою бытность президентом якобы "отдал" Украину в управление США, как это "следует" из "пленок Деркача".
В СБУ открыли производство о возможной государственной измене со стороны представителей украинской делегации на переговорах в Минске. Подразумеваются фамилии главы Офиса президента Андрея Ермака и представителя ТКГ по Донбассу от Украины Леонида Кучмы.
Примечательно еще и то, что госизмена одновременно предъявляется политическим оппонентам, которые сами друг друга в ней обвиняют. Например, в предательстве интересов страны был обвинен бывший президент Украины Виктор Януковиич. И производство по этой же статье открывается против его главного антагониста Петра Порошенко. В это же время по статье госизмена проходят политические оппоненты самого Порошенко - Андрей Ермак, Виктор Медведчук, Вадим Рабинович и Юрий Бойко.
Статья 111 Криминального кодекса за государственную измену предусматривает наказание от 12 до 15 лет лишения свободы. По ней выносят приговор тем, кого обличили в антигосударственной деятельности, шпионаже, дезертирстве или участии в террористической деятельности.
Но доказать вину по этой статье очень трудно. В первую очередь, это связано со сложностью добычи доказательств вины. Государственная измена заключается в реальной антигосударственной, шпионской или какой-то другой деятельности. Все факты, которые вменяются человеку в вину, должны быть перепроверены и доказаны. Нужно также понимать, что, учитывая характер событий на востоке страны, является достаточно проблематичным поиск, опрос и обеспечение явки свидетелей, которых необходимо допросить для доказывания обстоятельств совершения преступления.
- В США, например, обвинение в госизмене проходит всю процедуру расследования, которая к тому же является абсолютно прозрачной. И в конце концов, человек либо оправдывается, либо привлекается к ответственности. У нас же этого не происходит, поскольку подобные обвинения являются исключительно политическим черным пиаром и конечной целью имеют не столько осудить, сколько убить рейтинг оппонента, - рассказал "КП и Украине" юрист Виталий Повх. - И те, кто обвиняют своих противников понимают, что дело до суда и приговора не дойдет.
Для серьезного расследования обвинение должно привести документы, вещественные доказательства, показания свидетелей. Доказать умысел и субъективную сторону преступления. Это целый комплекс следственных гласных и негласных действий. Иначе дело либо будет закрыто, либо развалится в суде.
В 2019 году из 57 открытых по статье "госизмена" дел до суда и приговора дошли только 24. И как правило по этой статье в основном осуждается, так сказать, низшее звено обвиняемых в госизмене. Это участники боевых действий на Донбассе, и представители среднего звена спецслужб и военного ведомства.
- При нынешнем качестве следствия доказать такую тяжелую статью очень проблематично. Большинство дел о госизмене разваливается из-за отсутствия нормальной доказательной базы. А ведь даже недоказанность обвинения следствием является реабилитирующим фактором и может считаться оправдательным приговором. Есть народная примета - если такие дела пошли, что называется валом, то никого сажать не будут. Это информационная атака кого-то против кого-то, - рассказал "КП в Украине" адвокат Александр Плахотнюк.
Среди обвиняемых в госизмене числится экс-президент Виктор Янукович, экс-глава фракции Партии регионов в парламенте Александр Ефремов, бывший глава СБУ Александр Якименко, экс-командующий ВМС Денис Березовский, его первый заместитель Сергей Елисеев, начальник штаба ВМС Дмитрий Шакуро.
В 2017 году был задержан переводчик премьер-министра Владимира Гройсмана Станислав Ежов. Он признал, что был завербован российскими спецслужбами во время длительной заграничной командировки. Ежов получил наказание в виде 3 лет лишения свободы без конфискации имущества, но вышел по "закону Савченко".
Заместителя главы внешней разведки Украины Сергея Семочко в 2018 году также проверяли на государственную измену, н доказательств не нашли. Самым громким делом о госизмене стало задержание в апреле 2020 года генерал-майора СБУ Валерия Шайтанова, который якобы был завербован ФСБ и планировал убийство участника АТО Адама Осмаева. Генералу якобы обещали 200 тысяч долларов и паспорт гражданина России. Сейчас он находится под арестом.
Александр Лавринович, экс-министр юстиции:
- Это чистая политическая борьба, где юриспруденция находится на втором плане, так как обвинение в госизмене имеет под собой политическую основу. Чтобы использовать его юридически, необходимы следственные действия, факты, которые показали ли бы вину государственного деятеля. Что человек абсолютно сознательно действовал во вред украинскому государству. А как, например, можно обвинять в этом Леонида Кучму, если он в Минске действует не от своего имени, а от имени президента Украины? К тому же, в квазимирное и гибридное время, в котором мы живем, довольно-таки трудно доказать факт госизмены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ