Есть старая индейская поговорка: "Лошадь сдохла- слезь".
Вроде бы все понятно. Но...
1. Мы уговариваем себя, что есть ещё надежда.
2. Мы бьём дохлую лошадь сильнее.
3. Мы говорим: "мы всегда так скакали".
4. Мы организовываем мероприятие по оживлению дохлых лошадей.
5. Мы объясняем себе, что наша дохлая лошадь гораздо лучше, быстрее и дешевле.
6. Мы сидим возле лошади и уговариваем её не быть дохлой.
7. Мы покупаем средства, которые помогают быстрее скакать на дохлых лошадях.
8. Мы изменяем критерии опознавания дохлых лошадей.
9. Мы стаскиваем дохлых лошадей вместе, в надежде, что вместе они будут скакать быстрее.
10. Мы нанимаем специалистов по дохлым лошадям.
Но суть проста: ЛОШАДЬ СДОХЛА – СЛЕЗЬ!
В политике и решениях высших чиновников есть много таких "дохлых лошадей".
Яркий пример, когда вместо того, чтобы действенно подойти к вопросу "коррупционной гидры ГАСИ" в строительной отрасли Украины, политики создают сложный комплекс мероприятий по реформированию административных услуг. В народе такой подход называется "выкрасить и выбросить".
Кабинет министров Украины принял постановление №218 от 13 марта 2020 года "О ликвидации Государственной архитектурно-строительной инспекции" и утвердил создание комиссии по ликвидации ГАСИ, а также создание Государственной сервисной службы градостроительства Украины как центрального органа исполнительной власти (Держсервисбуд).
Также, Кабмином принято постановление №219 от 13 марта 2020 года "Об оптимизации органов государственного архитектурно-строительного контроля и надзора", которым остановлено действие Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, утвержденного постановлением правительства №553 от 23 мая 2011 года.
Согласно постановлению №219, образуется еще два центральных органа исполнительной власти: Государственная инспекция градостроительства Украины и Государственное агентство по техническому регулированию в градостроительстве Украины, которые будут осуществлять государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, и технического регулирования в сфере градостроительства соответственно.
Указанными решениями власти пытаются бороться с коррупцией во всех ее проявлениях. Но при этом волшебным образом допускают к управлению органом всех должностных лиц, работавших по "старым схемам". А некоторые из них вообще стояли у истоков создания известной схемы "пять долларов за метр". Это что, отработка кармы? За эти годы Кучер и ко, осознали весь уровень зла, которое они принесли в отрасль, превратив строительные нормы в ценники магазина ГАСИ, и как правоверные индийцы теперь отработают карму и все исправят? Более чем наивно верить в это. Что же мы видим в действительности?
Коррупция и беззаконие прорастают и цветут во всех формах. А последнее в итоге приводит к фатальным последствиям, таким как отсутствие эксплуатационной безопасности и несоблюдение правил и норм эпидемиологической, техногенной, экологической, пожарной безопасности.
Что уже говорить о людях с ограниченными физическими возможностями и о других маломобильных группах населения...
При этом, Госархстройинспекция не исполняет своих прямых обязанностей с возложенными на нее полномочиями.
Последней предсмертной судорогой было внедрение Электронного кабинета застройщика. Идея, которая могла бы действительно перезапустить сердце ГАСИ, попала в руки системных коррупционеров. Превратив ее сначала в форточку для откровенно "левых" документов – просто кладезь незаконной регистрации разрешений на строительство, а также документов, которые подтверждают введение объектов в эксплуатацию с занижением класса последствий, несуществующими документами на земельные участки и полным отсутствием контроля за строительством. Детище экс-главы инспекции Алексея Кудрявцева, которое он вынашивал еще со времен Порошенко, своим запуском открыло ящик Пандоры.
Из-за технических недоработок через месяц все игроки на рынке "околостроительного" консалтинга (решалы) поняли, что могут самостоятельно вносить объекты в Реестр через Электронный кабинет – продолжая брать те же деньги с застройщиков. Как кольт уровнял в правах граждан США, он убрал силу приближенности к админресурсу и уравнял все консалтинговые офисы в возможностях, убрав монополию известной сети бэк-офисов Кудрявцева. Тут даже был позитивный момент, ведь со временем, конкуренция и демпинг снизили бы коррупционную нагрузку до уровня стоимости регистрационной услуги Минюста. Однако этот сценарий совсем не для наших героев.
Как только эта компания поняла, что происходит, Электронный кабинет был отключен. И даже воля нового руководителя Минрегона Чернышова не может пробить сейчас круговую оборону Кучера-Сергиенко-Васильченко.
|
Старая схема Кучер – Кудрявцев – Васильченко работает, несмотря на карантин и эпидемию короновируса в Украине, продавая документы на строительство просто как горячие пирожки перед закрытием булочной "в связи с переездом".
И тут нельзя не упомянуть о "ручных обезьянках" Кудрявцева, как в центральном аппарате, так и в территориальных органах, которые развернули масштабную коррупционную круговую поруку на территории всей Украины.
Это прежде всего, заместитель начальника отдела методологии и надзора за осуществлением декларативных процедур, он же председатель Ликвидационной комиссии ГАСИ Богдан Федоренко, а также специалист отдела методологии и надзора за осуществлением декларативных процедур Олег Городянский.
В территориальных органах данные функции выполняют, в частности, в Одесской – Василий Буюкли, в Херсонской и Николаевской – Денис Микитюк и Евгений Поляков соответственно, о которых в СМИ уже и так много сказано:
|
Указанные личности активно "продают направо и налево" вакансии в еще несозданных органах, естественно под четким руководством "смотрящего" – Кудрявцева. Всех остальных, не желающих "покупать билеты в светлое будущее", попросту увольняют.
Из всего вышесказанного можно сделать только один вывод: нет смысла нанимать тех же "псевдоспециалистов" по дохлым лошадям.
Госархстройконтроль в той форме, в которой был задуман еще в 2000 году, изжил себя. Вместо предохранительного механизма от стихийных незаконных строек и сохранения комфортного городского пространства, где частный сектор, деловая зона, спальный район и промзоны не смешивались бы между собой; вместо системы контроля, которая могла бы обеспечить разработку проектов в полном соответствии с ДБН, спустя 20 лет это стало "магазином для хотелок" застройщиков всех мастей. Жесткость требований градостроительных норм скомпенсирована необязательностью их исполнения, если в бизнес-плане добавить к себестоимости те самые "пять долларов за метр".
В общем, "лошадь сдохла – слезай". Бессмысленно реформировать орган с теми же лицами, которые стояли у истоков коррупции.
Наивно думать, что бесплатную услугу для многомилионных проектов будут бесплатно предоставлять госслужащие с низкими зарплатами.
Систему нужно построить заново, превратив коррупционные русла в бюджетные поступления, признав платность административных услуг в строительстве, не выводя такие объемы денег в "черный нал". А также – обеспечить квалифицированным персоналом Инспекции равные правила для застройщиков хотя бы в рамках "красных линий".
А переименования мертвой лошади в режиме "три органа по цене одного" – это шаманство над трупом.