Турция окончательно вышла из Конвенции Совета Европы о предотвращении домашнего насилия, более известной как Стамбульская конвенция. Ирония судьбы в том, что Турция первой ратифицировала эту конвенцию, которая была принята в турецком же Стамбуле в 2011 году. И первой же вышла из нее: в начале января государственный совет Турции окончательно признал законным решение президента Реджепа Тайипа Эрдогана о выходе из Конвенции. Об этом сообщает турецкое агентство TRT.
Указ Эрдогана о выходе из Стамбульской конвенции увидел свет еще в марте 2021 года. Причиной такого шага официальная Анкара называла пункты Конвенции, которые якобы поощряют насилие и «подрывают семейные ценности», поощряя разводы.
После выхода указа спикер президента Фахреттин Алтун процитировал главу государства, который сказал, что «начальную хорошую идею захватила группа людей, которые намереваются унормировать гомосексуализм». По всей видимости, Эрдоган имел в виду пункты о «гендерно обусловленном насилии», которые президент Турции расценил как пропаганду ЛГБТ, идеи которых «хотят навязать всему обществу», сказал президент.
Также турки уже не хотят менять законодательство, как того требует Стамбульская конвенция, поскольку ее статьи утверждают, что «права человека должны быть превыше культурных, религиозных, социальных и других особенностей стран и обществ – никакие «убийства чести», преследования, домогательства, принудительные браки не могут быть оправданием насилия».
Больше года турецкие суды отклоняли жалобы на указ Эрдогана и рассматривали иски об отмене решения президента и отсрочке его исполнения. Все ходатайства были отклонены.
Для Турции, где, по данным ВОЗ, 38% женщин в течение своей жизни подвергаются насилию со стороны партнера, мужа или родственника, а «убийства чести» вполне практикуются в отдельных районах и считаются чуть ли не нормой, такой расклад оказался не по силам еще и потому, что в момент принятия Стамбульской конвенции в 2011 году, страна делала активные реверансы в сторону Европы и партия власти активно взаимодействовала с ЕС. Прошло время – концепция поменялась, и Турция теперь показывает, что она – больше Восток, чем Запад. К слову, на западе уже назвали решение Эрдогана «необдуманным» и намекнули, что членство Турции в Совете Европы под большим вопросом.