Итак, мы снова пришли к тому, чем все и заканчивается: наши новые лица во власти, похоже, оказались не лучше старых. Молодые, симпатичные, шаловливо раскатывающие на самокатах и трогательно стоящие на голове, они не справляются с ролью государственных мужей. Жизнь обывателей не стала богаче и лучше. И даже не стала веселее, хотя над последним правительство честно старалось работать.
Может быть, им дали слишком мало времени? Или все понятно уже с первых шагов правительства и парламента? Как бы то ни было, но в обществе созрел очередной запрос на новые лица у руля Украины. Незапятнанные либо запятнанные давно и несильно.
"КП" в Украине" спросила у экспертов: "Почему народ хочет видеть во власти новые молодые лица и при этом очень быстро в них разочаровывается?"
|
Николай Томенко, народный депутат VIII созыва:
- Должно быть совершенно очевидно, что человек, проработавший помощником у какого-то министра - не важно, из правительства Гройсмана или Яценюка, – и руководивший тремя людьми, не может сам возглавить министерство. Министров надо готовить со старших классов школы, тестировать на способность руководить, проверять на устойчивость к коррупции, требовать знаний и понимания стратегии развития государства.
Но у нас и стратегий-то нет. Потому что каждый раз сначала набирают команду – из тех, кто симпатичен или полезен. А потом начинают думать, куда хотят двигаться, и при этом сразу начинают спорить и ссориться.
Сначала должна быть программа. Я вообще сторонник государственного планирования – на год, на три. На десять лет. Есть план, под него нужно подбирать людей. А пока программы у правительства нет, никакие локальные кадровые перестановки не помогут. И не вернуть иллюзии, что молодые свежие лица во власти смогут что-то совершить.
Сначала надо определиться: мы поддерживаем фермеров или продаем землю. Мы хотим развивать в Украине физкультуру и спорт или сделать все спортивные секции платными, чтобы за границу уезжали уже не только студенты, но и школьники. А метаться от одного к другому – никакого толку не будет.
|
Никита Потураев, депутат IX созыва:
- Да, к отдельным министрам и руководителям ведомств есть вопросы, мы этого не скрываем. Отсюда и вопрос о замене людей на ключевых должностях. Но задача не в том, чтобы одного снять, а другого назначить, а в том, чтобы найти более сильных менеджеров. Ошибки прежних правительств были в том, что они много говорили, но мало делали.
Народ и сейчас разочарован тем, что реформы не так быстро отражаются на качестве его жизни, как ожидалось. Люди хотят все и сразу, а так не бывает. Мы были готовы к этому, и мы готовы дальше жертвовать своими рейтингами, когда понимаем зачем.
Скажем так: рейтинг - это валюта, ею оплачиваются изменения в стране. Валюта не бесконечная. Мы не будем тратить ее на покупку некачественного "товара".
|
Вадим Карасев, директор Института глобальный стратегий:
- Быстрое разочарование в ожиданиях приходит, потому что молодые и новые оказываются неопытными. Почему хотят снова новых? Потому, что старые не привели к успеху. А потом снова оказывается, что новые-новые – это не те новые, которые должны были прийти.
Можно подумать, что Украине катастрофически не везет с правительствами, но на самом деле этот проигрыш заложен в нас самих. Несмотря на все разговоры о патриотизме, о любви к родной земле, у нас нет смысловых вещей, на которых Украина успешно строилась бы как национальное сообщество.
Взять те же споры: 8 Марта или День матери, 8 Мая или 9 Мая. Мы не пытаемся прийти к единому смыслу, мы постоянно спорим и что-то доказываем. Если 8 Мая, то оно должно быть как в Европе, в Германии. Если 9 Мая – должно как в России. Мы не пытаемся сделать, как у себя.
Кто-то обязательно должен быть против, выступать, обвинять, оскорбляться и оскорблять. Это не демократия, это эмократия – власть эмоций. Выбирая политиков во власть, мы не всматриваемся в смысл, мы смотрим на фантики.
|
Игорь Попов, политолог:
- Приход во власть новых лиц характерен для переходных демократий. А запрос на молодых есть везде, только в стабильных странах он решается иначе. Возьмем классическую британскую политическую систему. Если партия проиграла выборы, два–три ее лидера отодвигаются на заднюю скамью, а в авангард выводятся свежие лица. Они новые, но они проводят те же партийные идеи, которые разделяет часть нации.
У нас избиратель не интересуется системой работы. Ему достаточно просто новых. Желательно, чтобы это были люди, узнаваемые на позитиве. К бывшим чиновникам, сколько бы опыта они ни имели, относятся априори негативно. На это накладывается развитие технологий, которые подталкивают народ к тому, чтобы тот стремился получать эмоциональную, а не аналитическую информацию. И такое происходит не только в Украине, а в подавляющем большинстве стран мира. Начиная от Латинской Америки до Словении.
Помочь изменить ситуацию сейчас могут только лица, относящиеся к элите, которая принимает решения: договориться, какие у нас будут партии – правая, левая, средняя, чтобы составить правила игры. А не придумывать каждый свое и не вытаскивать новые лица как приманку для электората.
Пока только очень немногие страны мира смогли вырваться из этой ловушки.
|
Елена Рыхальская, кандидат психологических наук:
- Когда Украина стала самостоятельным государством, народ очень поверил в так называемых новых людей, которые проявили себя в политике, в бизнесе. Был очень высокий уровень лояльности к власти. Но со временем все больше приходило разочарование, специалисты в масштабах государства оказались псевдоспециалистами.
Следующий этап – это поиск других людей, которые без политических регалий, но которые внушают самое надежду. Так всегда происходит с массовым сознанием на переходном этапе – нужны другие люди, которым хотят доверять.
Но сейчас лояльность ко вчерашним новым уже близка к разрушению. Массовое сознание опять будет искать других. Могу предположить, что это будут люди с полезным опытом, с научной степенью. Люди науки, врачи, педагоги.
Молодежь хороша до тех пор, пока она не начинает пытаться перекраивать мир по-своему и терпит фиаско. Это называется подростковым поведением – разрушать без понимания, что не все в старой системе было плохим.
|
Алексей Боровский, социолог, директор компании Seetarget:
- У народа действительно есть запрос на новых несистемных политиков. Но это миф. Политик не может быть вне системы.
Наша государственная система - очень закрытая структура, она зависит от патронов и финансовых групп. Новые люди не могут на это повлиять и не могут ничего изменить. У них нет понимания, что нужно менять, и своих ресурсов для этого. Поэтому они вынуждены подчиняться правилам системы. Это как рулетка – какого цвета шарик в нее ни бросай, он будет крутиться по одному и тому же кругу.
Но миф о несистемных политиках будет жить. В ближайшем будущем, думаю, будет запрос на не связанных с политикой, но зрелых профессионалов. И это тоже может привести к разочарованию.
Источники называют разные фамилии. Достоверность версий покажет голосование в Раде 4 марта.