Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
27 апреля
Загрузить еще

Премьеры и дороги: получится ли у Гончарука то, что не вышло у Гройсмана

Премьеры и дороги: получится ли у Гончарука то, что не вышло у Гройсмана
Фото: Фото: УНИАН

Уже в который раз премьер-министр Алексей Гончарук обещает весной начать грандиозное строительство и ремонт дорог. По его словам, именно таким образом можно "сшить страну". Однако эксперты говорят, что выделенных сумм едва ли хватит для поддержания в порядке существующей инфраструктуры. О каком-то существенном прорыве говорить не приходится.

Что сказал премьер

Премьер-министр заявил, что при масштабном дорожном строительстве, которое стартует в Украине с 1 марта, не будут работать никакие коррупционные схемы. Об этом он сказал во время презентации планов по дорожному строительству в 2020 году "Сшить Украину".

- Мы обещаем, что во время масштабного строительства дорог не будет коррупции, "схематозов", "откатов"... Мы строим не дороги, а возможности. Каждая дорога - это возможности для людей, которые проживают на той или иной территории, - заявил Гончарук. - Это не просто объект инфраструктуры.

О каких дорогах речь

Еще в середине января Кабинет министров утвердил перечень дорог, которые будут строить и ремонтировать в 2020 году. Общий объем финансирования работ должен составить 31,53 миллиарда гривен. А 27 января "Укравтодор" презентовал программу строительства и ремонта на этот год.

В зависимости от финансирования, программой предусмотрено строительство и ремонт от 4 тыс. до 6,5 тыс. километров дорог местного и государственного значения, девяти окружных дорог и трех мостов.

Среди основных направлений в этом году выделяют следующие:

  • М-12 Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка (через Винницу);
  • Н-23 Кропивницкий-Кривой Рог-Запорожье;
  • Н-14 Александровка-Кропивницкий-Николаев;
  • Н-11 Днипро-Николаев (через Кривой Рог);
  • Н-03 Житомир-Черновцы.

Строительство вместо ремонта

В свою очередь, президент Владимир Зеленский заявил, что Украина должна отказаться от ямочных ремонтов. По его словам, строительство и капитальный ремонт автодорог должны составлять около 80% всех работ.

Зеленский на прошлой неделе также подчеркнул важность предоставления гарантий на все автодорожные строительные работы, чтобы "асфальт не сходил вместе со снегом".

"Мы должны строить, чтобы разрушить. Разрушить стереотип о том, что Украина и хорошие дороги — понятия несовместимые", — заявил президент.

Он также напомнил, что в планах на 2020 год — обновить 4000 км автодорог государственного значения, на что выделяются рекордные 85 млрд грн. Что касается дорог местного значения, то, по словам Зеленского, в 2020 году на них выделяется 22,2 млрд грн.

Капля в море

Когда такие победные реляции первых лиц государства сталкиваются с суровой действительностью, становится понятно, что выделенных средств не хватит на приведение в норму украинских дорог.

- Даже если привести в порядок 4 тысячи километров дорожной сети, этого недостаточно, - говорит транспортный эксперт Александр Кава. - Если учесть, что в Украине 170 тыс. км государственных дорог и еще 250 тыс. км так называемой уличной сети, понятно, что это - капля в море.

По словам эксперта, с такими вливаниями качество дорог будет только ухудшаться.

- Для того чтобы поддерживать дорожную сеть в том состоянии, в котором она находится сейчас, нужно около 100 млрд гривен в год, - продолжает Александр Кава. - Если мы хотим ее развивать и улучшать, то денег нужно в разы больше.

Как говорят специалисты, около 90% дорожного полотна в Украине находится в изношенном состоянии и требует немедленного ремонта или замены. Об этом идет речь в отчете Офиса эффективного регулирования (BRDO). Среди главных причин сложившейся ситуации эксперты назвали недофинансирование, ненадлежащую эксплуатацию дорог, неэффективность контроля за использованием средств, коррупцию и низкую конкуренцию на рынке.

По словам руководителя сектора "Транспорт и инфраструктура" BRDO Владислава Притоманова, более 50% рынка занимают всего пять подрядчиков. Только один из них – иностранный. При этом в тендерах на строительство или ремонт дорог в большинстве областей обычно принимают участие всего две-три компании.

- В большинстве областей в тендерах участвуют не более двух-трех компаний, а в Ивано-Франковске, например, более 80% рынка охватывает лишь одна. То есть, реальная конкуренция практически отсутствует, - заявил эксперт. По его словам, такая ситуация снижает экономическое развитие и создает низкую конкурентоспособность Украины на международном рынке.

Вопросы к качеству

Вопросом качества украинских дорог озадачивались все предшественники нынешней власти, однако масштабных сдвигов пока не видно. Хорошо себя показывают разве что те участки дорог, над которыми работали иностранные подрядчики.

Еще один вариант улучшения качества дорожного покрытия – это обустройство и строительство цементобетонных дорог. Об этом говорили и прошлые руководители транспортной отрасли Украины.

Чем же отличаются цементобетонные дороги от того, что Украина строит сегодня? Сейчас в мире строится два типа дорог – асфальтобетонные, когда асфальт кладут на подготовленную подушку из песка и щебня, и цементобетонные. Это жесткое покрытие, когда под слой асфальта заливают железобетонную плиту. В Украине пока что отдают предпочтение строительству дорог из асфальтобетона – таких у нас более 90%. Но нынешним трендом становится второй тип покрытия.

Во многих странах такие дороги занимают большую долю. Китай, мировой лидер по производству бетона, каждый год строит более 20 тыс км скоростных цементобетонных дорог. В США их доля составляет 60%, Германии — 42%, Чехии — 22%. В Украине это 1%.

Такое предпочтение обусловлено тем, что эти дороги считаются более устойчивыми к износу. Они состоят из специфического пирога – песок плюс один или два слоя бетона общей толщиной 25-40 см. Это покрытие не продавливается в жаркую погоду под весом большегрузных траков. В качестве примера приводится опыт Германии, где такие дороги, построенные после 70-х годов 20-го века, показали, что они способны выдержать заложенный при проектировании срок службы до 50 лет.

Что касается цены, то цементобетонные дороги при строительстве обходятся дороже нынешних. Разница – около 70-80%. Но при этом экономия происходит в долгосрочной перспективе, ведь их нужно реже ремонтировать. Единственный минус - большие сроки строительства и ремонта. Например, чтобы отремонтировать участок такой дороги, нужно перекрывать движение на 7-14 суток, а на ремонт участка из асфальтобетона понадобится в несколько раз меньше.

Есть вопрос

Сколько стоит ремонт

Приблизительные оценки ремонтных работ на украинских дорогах составляют от 10 до 20 млн гривен за один километр, а капитальное строительство с нуля дороги первой категории - 1,5-2 млн евро.

В прошлые годы распределение средств из Дорожного фонда выглядело так: 60% шло на финансирование дорог государственного значения, 35% - на дороги местного значения и 5% - на безопасность движения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зеленский в Укравтодоре: Вижу, тут нет ямок никаких