Загрузить еще

Польша припомнила немцам Вторую мировую

Польша припомнила немцам Вторую мировую

И чуть не сорвала принятие конституции Евросоюза

Более 36 часов не смыкали глаз европейские лидеры, собравшиеся на саммит ЕС в Брюсселе в прошедшие выходные. Европейская «коммуналка» пыталась принять общий кодекс поведения - конституцию.

Встреча чуть не сорвалась. И из-за кого бы вы думали? «Против течения» поплыла гордая Польша. Видать, братьям-близнецам Леху и Ярославу Качиньским (соответственно - польские президент и премьер) понравилось ставить на уши всю Европу. Все помнят, как Варшава наложила вето на заключение очередного Договора Россия - ЕС. Старые члены Евросоюза пытались поляков урезонить. Правда, не особенно рьяно. Как оказалось, зря!

В Брюсселе принимали новый вариант конституции Евросоюза. И так все висело на волоске. Против «единой хартии» ранее высказались несколько стран ЕС. Но наконец вроде договорились. И тут президент Качиньский заявил, что готов наложить очередное вето. На этот раз - на принцип голосования в Евросоюзе. А формула предлагалась такая: решение считается принятым, если за него проголосуют представители 55 процентов государств ЕС, в которых проживают не менее 65 процентов населения Евросоюза.

В Варшаве рассудили так: ага, значит, у кого население больше, тот и будет заказывать музыку. В той же Германии, кивнули братья Качиньские председательствующей в ЕС германскому канцлеру Ангеле Меркель, 80 миллионов народу, у нас - в два раза меньше. Причем к уничтожению поляков приложили руку в свое время сами немцы, напомнили Качиньские. Заметим, никто из европейцев ничем подобным Берлину тыкать не стал.

Меркель дипломатично отмолчалась. Наоборот, взялась уговаривать поляков. Но в итоге пошла на попятную - до 2014 года новую систему голосования решили не вводить. Кризис миновал, конституцию приняли, но, как говорится, осадочек у польских партнеров по ЕС остался...

Хотя поляки оказались не одиноки. Определенные поблажки выторговала себе и Великобритания. Она, в частности, сохранила за собой право на самостоятельную внешнюю политику. Дружба с США сказывается...

Но в целом конституция - большой шаг вперед для консолидирующейся Европы. Когда ее ратифицируют все 27 стран - членов ЕС (не важно, голосованием в парламенте или референдумом), у Евросоюза появятся собственный президент и даже министр иностранных дел. Случится это, как ожидается, к 2009 году.