Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
27 апреля
Загрузить еще

От второй армии мира до орков: Зеленский назвал 100 слов войны

От второй армии мира до орков: Зеленский назвал 100 слов войны
Фото: president.gov.ua

В сотый день войны России против Украины президент Владимир Зеленский перечислил слова, которые стали новыми символами истории нашей страны. Об этом шла речь в его вечернем обращении.

Приводим полный текст обращения главы государства:

"Великий народ великой Украины! Ровно сто дней тому назад все мы проснулись в другой реальности. Ровно сто дней назад проснулись другие мы. Когда украинцев пробуждает не луч солнца, а взрывы попадающих в наши дома ракет, тогда просыпаются совсем другие украинцы.

В 2014 году Россия пришла к нам с одним словом, с новым словом. Это слово «война». 24 февраля Россия добавила к этому слову еще одно, сделав словосочетание "полномасштабная война".

И в течение ста дней мы находили или получали, видели или хотели стереть другие слова. Их немного. Они разные. Но отражают, что мы пережили. Среди этих слов есть и новые для нас. И те, которые были забыты нашими родителями, но которые пришлось вспомнить нам. Хорошо известные каждому на планете. И те, которые всем людям приходится с ужасом запоминать. Болезненные слова. И те, что действительно дают нам надежду. Все – важные. Все будет правильно вспомнить сегодня. Сто дней – сто слов.

Прежде всего, это два слова: «наши герои». То есть прежде всего люди, которые с ночи на 24 февраля и до сегодня обороняют наше государство. А дальше – украинские слова: «паляница», «Вооруженные Силы», «Стугна», «Казак», «Змеиный» и... Конечно, «Чернобаевка» – это одно слово, звучавшее уже много раз и, в котором видно все - и о нашем сопротивлении, и о наших врагах.

А еще – иностранные слова, ставшие родными для Украины: «Байрактар», «Гарпун», «Хаймарс», «Старлинк», «Жешув» и… Конечно, «лендлиз» – еще одно слово, всего одно, но отражающее 100 дней борьбы, сто дней дипломатии, сто дней поддержки.

И слово, отражающее нечто важное в нашем характере. Именно в украинском характере. «Джавелины», вызвавшие страх у врагов, потому что они не ожидали, что их не спасет броня. А потом и улыбку, нашу улыбку, когда украинцы нарисовали еще и «святую Джавелину». Ну и слово, за которое все в Украине поднимают бокал – «Нептун».

Каждый день у нас появлялись слова, которые для каждого и каждой теперь гораздо больше, чем просто слова. Трудные слова. "Гостомель", "Бородянка", "Ахтырка", "Чернигов", "Харьков", "Херсон", "Изюм", "Мелитополь", "Мариуполь" и "Азовсталь".

А вместе с ними - "армия", "арта", "морпехи", "пограничники", "разведка", "нацгвардейцы", "полиция", "тероборона", "авиация", "наши героические летчики".... Также слово «призрак». Призрак Киева. Который уничтожал врагов и оставался в живых.

Все эти слова мы могли и не слышать столько раз за всю нашу жизнь, сколько слышим за эти сто дней. И каждый раз, когда мы их слышим, знаем: именно они дают нам время и возможность жить столько, сколько нам отведено. Отведено Богом. А не врагом. «Боже» – это слово, это обращение звучало не раз. И всегда особенно.

Были и слова, которые наш враг хотел стереть. "Волноваха" и "Салтовка", "Попасная" и "Северодонецк". Это слова, которые мы обязательно напишем снова. Но по-нашему. Так же, как «Буча». И как "Мариуполь". И мы напишем их обязательно рядом со словом "трибунал".

Чтобы другие слова – «фильтрация», «депортация», «пытки», «расстрел», «ковровая бомбардировка», «ракетный удар» – обязательно получили ответ. Ответ всего лишь из одного слова – «справедливость». Справедливость, которая станет точкой после временных нам слов «оккупация», «Мордор», «орки». Конечно, они уйдут из нашего лексикона. Мы точно выгоним их из нашей земли.

Были и слова, которые давали надежду и за которые мы сражались особенно. «Гуманитарные коридоры». Ставшие дорогой жизни для сотен тысяч человек. И, которые позволили побороть еще одно слово, страшное слово «блокада».

С первого дня с нами остаются слова, между которыми дистанция – как между тьмой и светом. Одного слова мы избегаем. Это слово «беженцы». А с помощью другого слова верим, что у миллионов наших людей есть будущее. Он будет дома, в Украине. Это слово "переселенцы".

Многое изменилось. Когда слышим слово «Патрон», вспоминаем известнейшего сапера Украины. А когда слышим "марафон", понимаем, что это совсем не о спорте.

И, конечно, в наш лексикон привнесли очень много смертельно опасных слов. То, что ни один украинец и ни одна украинка никогда не хотели видеть. И чем ни один нормальный человек не может гордиться. "Искандеры", "Калибры", "Солнцепеки", "Фосфорные бомбы" и другие. Почему-то не увидели их хваленый танк «Армата». Думаю, они побоялись нашего нового словосочетания «тракторные войска».

И еще одно словосочетание следует упомянуть – «вторая армия мира». Сначала оно выглядело угрожающе. Потом небезопасно. После Бучи вызвало только сразу. А сейчас – разве что горькую улыбку. Ибо что осталось от нее? От армии, которую называли второй армией мира... Военные преступления, позор и ненависть.

И цифры вместо слов. Когда видишь каждое утро количество погибших. Количество раненых. Количество обстрелов. Количество ракет. Когда рядом со словом «дети» – каждое утро новая цифра. Сегодня – 261. Уже 261 ребенок убил российское вторжение. Ради чего? Нет таких слов, которые могут дать ответ на этот вопрос.

Появились слова, которые сейчас очень часты. Которые звучат ежедневно. Но мы должны сделать так, чтобы для наших детей они не означали того, что они значат сегодня для нас. Чтобы они могли их воспринимать только как историю. Прежде всего, это слово «руины». Но также – «сирена», «воздушная тревога», «комендантский час», «блокпост», «колючая проволока». И слово «мины».

Будет еще много слов, которые узнает каждый. Которые будут иметь смысл для каждого. И которые дадут шанс миллионам. Это слова "восстановление", "кандидатство" и "членство", "гарантии" и "безопасность". И обязательно – слово «возвращение». Конечно, на основе слова, которое было мечтой, а станет реальностью – «освобождение».

Это слова нашего будущего! Это слова о том, что мы сделаем с нашей красной калиной, с нашей славной Украиной. Слова о том, куда следует и всегда будет направляться вражеский военный корабль. О том, что делать с оккупантами, когда кто-нибудь скажет: «Вова!» И, конечно, наше уже народное – «Добрый вечер, мы из Украины!». С той Украины, где расцветает поле, а она седеет. С той Украины, которая стояла, стоит и будет стоять. Украины, чья еще не умерла слава и воля. Украина, которой мы говорим: «Слава»! Слава Украине! Слава нации! И каждому известное продолжение – "Смерть врагам!"

Есть три слова, ради которых в течение уже ста дней после восьми лет мы боремся: «мир», «победа», «Украина».

Слава Украине!".