21 ноября
Загрузить еще

"Дело на десять миллионов": почему ГПУ блокирует расследование против Максима Нефедова

Фото: Фото: Дмитрий Ларин / Экономическая правда

Обновления власти дает первые положительные результаты. В правоохранительных структурах появляются честные профессионалы, которые не хотят замалчивать информацию о возможных преступлениях против государства. Тем более, если они совершены высокими чинами, которые "переоделись" и продолжают "реформы" на более высоких должностях. Вопрос только в том, почему для руководства Генеральной прокуратуры Украины (далее - ГПУ) политическая целесообразность сих пор остается выше закона?

Дело на 10 млн грн

В распоряжении редакции оказались документы, свидетельствующие о незаконной деятельности ряда должностных лиц из состава предыдущего руководства Министерства экономического развития и торговли (далее - Минэкономразвития), которые нанесли государству существенный ущерб. При этом, как следует из полученных материалов, при неизвестных обстоятельствах ни бывший генеральный прокурор, ни действующий, не оглашают подозрения указанным лицам.

Итак, 21 октября 2016 Национальная полиция Украины (далее - Нацполиция) начала уголовное производство № 12016000000000426 по признакам, предусмотренным ч. 2 ст. 364 Уголовного Кодекса Украины по факту злоупотребления бывшим заместителем министра Минэкономразвития Максимом Нефедовым (ныне Максим Нефедов возглавляет Государственную таможенную службу Украины) и бывшим директором Департамента регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) Денисом Гутенко служебным положением при принятии решений об отмене специальных санкций. Отметим, что Нацполиция получила соответствующие материалы от Главного Управления контрразведывательной защиты экономики Службы безопасности Украины (далее - ГУ КЗЭ СБУ).

Досудебное расследование данного дела проводилось совместно сотрудниками Нацполиции и СБУ. В ходе расследования следователями было зафиксировано, что Нефедов и Гутенко незаконным образом подписали приказы об отмене специальных санкций, предусмотренных ст. 37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", 60 компаниям, которые занимаются ВЭД. Интересно, что экс-чиновники Минэкономразвития нарушили требования Приказа № 52 от 17.04.2000 своего же министерства, которым утверждается порядок применения специальных санкций к украинским субъектам ВЭД и иностранных компаний.

Факты незаконной деятельности первого заместителя министра Максима Нефедова и начальника Департамента регулирования ВЭД Дениса Гутенко были подтверждены тремя независимыми друг от друга инстанциями. Выводами комиссии, проводившей внутреннее служебное расследование в Минэкономразвития. Выводами Государственной аудиторской службы Украины, а также - заключением судебно-экономической экспертизы "Украинского научно-исследовательского института специальной техники и судебных экспертиз Службы безопасности Украины". Документально подтвержденный размер убытков Государственному бюджету Украины составил более 10,4 млн грн.

Преступная некомпетентность

Суть дела оказалась довольно простой. 22 октября и 10 декабря 2015 тогдашний министр экономического развития и торговли Абромавичюс предоставил отдельные поручения №№ 100/251-15 и 100/288-15 о внесении изменений в упомянутый выше Приказ Минэкономразвития. Поручение Абромавичуса касалось введения дополнительных оснований для отмены специальных санкций, которые применялись к субъектам ВЭД за нарушение Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте". Как свидетельствуют материалы расследования СБУ и Нацполиции, за подписями первого заместителя министра Максима Нефедова (в должности - с февраля 2015 года) и начальника департамента регулирования ВЭД Дениса Гутенко санкции были отменены в отношении как минимум 60 предприятий. Однако, как следует из Письма Министерства юстиции Украины №33211 / 14967-0-26-16 от 27.09.2016, порученные Абромавичусом изменения в Приказ Минэкономразвития не юстированы. Это означает, что они не прошли государственную регистрацию, порядок которой регулируется Постановлением Кабинета Министров Украины (далее - КМУ) №731 от 28.12.1992. А незарегистрированный государственный акт является незаконным и действия, совершаемые на его основании - тоже незаконными.

В материалах уголовного производства Нацполиции и СБУ отмечается, что, действуя таким незаконным способом Гутенко и Нефедов в итоге по отдельным поручениям отменили 81 специальную санкцию к субъектам ВЭД, общая сумма дебиторской задолженности которых составила 1,9 млн долларов США, 1,9 млн евро и 172,3 млн российских рублей. В частности, было отменено действие специальной санкции к ООО "Папернянский карьер стеклянных песков", сумма дебиторки которого составляла 24,88 млн российских рублей (около 400 тыс долларов США). Другой пример - отменена специальная санкция к ПАО "Кременчугский колесный завод", который задолжал 158 тыс долларов США и 12 млн российских рублей (около 350 тыс долларов США).

Приведенные два примера - показательны. Ведь, согласно положению, утвержденному Приказом Минэкономразвития №52 от 17.04.2000, которое определяет основания для отмены специальных санкций, дебиторская задолженность субъекта ВЭД не должна превышать эквивалент 250 тыс долларов США. В материалах расследования также есть доказательства того, что незаконная и необоснованная отмена санкций к ряду компаний привелв к увеличению потерь государственного бюджета. Как следует из писем ДФС № 16240/5/99-99-14-06-16 от 20.09.2016 и НБУ № 25-0004/79650 от 23.09.2016, в 17 субъектов ВЭД, к которой были отменены специальные санкции, сумма дебиторки увеличилась на 488 тыс долларов США, 139 тыс евро и 21 млн российских рублей. Итак, из-за невозврата валютных средств в Украине, государство понесло убытки.

Круговая порука?

По результатам проведения досудебного расследования совместная следственная группа, составленная из сотрудников Нацполиции и СБУ, пришла к выводу, что у следствия есть достаточные правовые основания для объявления бывшему заместителю министра Минэкономразвития Максиму Нефедову и бывшему начальнику Департамента регулирования ВЭД Минэкономразвития Денису Гутенко подозрений в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 364 УК Украины. Как свидетельствуют материалы, полученные редакцией, проект подозрения Гутенко был подготовлен. Что касается господина Нефедова, решение об объявлении ему подозрения не было принято по политическим причинам. Якобы по личному указанию экс-генпрокурора Юрия Луценко. Дальнейшее движение по подозрению Гутенко было заблокировано ГПУ. После смены власти и назначения нового генерального прокурора процессуальные решения относительно подозрений Денису Гутенко и Максиму Нефедову до сих пор не приняты.

Невыясненным также остался вопрос мотивации Нефедова и Гутенко о незаконной отмене специальных санкций к компаниям, которые занимаются ВЭД. Что это было: служебная халатность (действовали по Приказу, который не вступил в законную силу) пытались "помочь" бизнесменам за отдельную теневую плату избавиться от санкций? В любом случае сегодня мы имеем опасный прецедент, когда новая власть "слуг народа" прикрывает своих чиновников от уголовного преследования. При этом важно отметить, что дело имеет все необходимые документальные доказательства, расследовалось совместно Нацполициею и СБУ.

Главный вопрос, знает ли обо всем этом президент Владимир Зеленский? Что Максим Нефедов, который возглавляет ГТС Украины, проходит по уголовному делу о нанесении ущерба государству более чем на 10 млн грн. И от вручения подозрения Нефедова защищает новый генпрокурор Руслан Рябошапка? Или такую ​​новую власть круговой поруки обещал господин Зеленский своим избирателям? И еще один риторический вопрос: что скажут антикоррупционные активисты-грантоеды и международные партнеры, когда ознакомятся с приведенными материалами? Может пора перестать замалчивать преступления и, как говорил Ли Куан Ю, посадить трех ближайших друзей?!

Прочитано в СМИ

Новости по теме: ГПУ расследование