3 октября
Загрузить еще

Три премьера – три программы: что у них общего

Три премьера – три программы: что у них общего
Фото: Фото: Коллаж "КП в Украине"

Яценюк: обо всем и ни о чем

В марте 2016-го Кабмин Яценюка опубликовал план действий на 2016 год, которому не суждено было сбыться: через месяц Арсения сменил Владимир Гройсман, у которого был свой план. Но глядя на без малого 400 пунктов первого плана, закрадываются смутные сомнения, что никто его особо выполнять и не собирался.

379 заданий были разбиты на четыре раздела: "Независимая европейская Украина", "Децентрализация – стратегия национального успеха", "Забота о каждом" и "Благоприятные условия для бизнеса".

Планов у Арсения Петровича было громадье: от обеспечения украинцев ID-картами до развития стратегического партнерства Украины с НАТО.

Не обошел вниманием Яценюк и проблемы Крыма и Донбасса, пообещав информационную реинтеграцию внутренне перемещенных лиц и населения южных и восточных регионов, а также "создание условий для возобновления мира" на востоке страны.

Программа Яценюка – это сразу обо всем и ни о чем. Как вам, например, такой пункт: "усовершенствование системы мобилизационной подготовки национальной экономики"? Честно говоря, сразу и не разберешься, о чем это, но экономисты пояснили: речь идет о возможности экономики работать в условиях ЧП, в том числе и войны.

С одной стороны, особо по этому пункту (как и по подавляющему большинству остальных) ничего сделано не было. С другой - как-то же мы живем в этих "условиях ЧП" уже который год, и работаем в них, и ничего не поломалось.

В планах Яценюка была и защита национальных интересов в международных судах, и обновление жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры, и развитие публичной дипломатии Украины, и обеспечение энергонезависимости страны. А, например, создать качественно новый механизм выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, Яценюк вообще планировал немедленно: сразу в марте 2016-го, когда был представлен план!

Особое место в докумкенте занимало создание конкурентоспособного рынка железнодорожных перевозок. К чему это в итоге привело, "КП" в Украине" писала не раз: "Укрзализныця" регулярно заявляет об убыточности пассажирских перевозок, что, впрочем, совершенно не мешает главе "УЗ" войти в список самых высокооплачиваемых топ-менеджеров среди руководителей госкомпаний. 

Не обделил Яценюк своим вниманием и культурную жизнь сограждан. Особенно порадовали пункты об "удовлетворении потребностей украинского зрителя в национальном кинематографическом продукте" и о "внедрении современной модели предоставления библиотечных услуг".

Гройсман: повторение – мать ученья

Если Кабмин Яценюка укоренился в памяти украинцев как "правительство камикадзе", то кабинет Гройсмана эксперты поначалу называли "правительством последней надежды" и предостерегали Владимира Борисовича от ошибок, совершенных предшественником. Однако оказалось, что с "последней надеждой" экономисты погорячились: про Гройсмана мы уже почти забыли, а надежды по-прежнему не иссякают.

Итак, сразу после голосования за новый состав Кабина Владимир Гройсман представил свою программу депутатам, в которой, как он обещал, будут такие предложения, до которых никто до него не додумался!

Однако надежды на новизну не оправдались – в программе оказались все те же традиционные пункты, о которых мы слышим не первый год: борьба с коррупцией (куда ж без нее), пересмотр системы субсидий и тарифов (и пересмотрел, тут же подняв тарифы), изменения в Налоговый кодекс (украинский НК относится к документам, которые перекраивают каждое новое правительство под свои интересы), разработка госстратегии по восстановлению территориальной целостности Украины.

Пообещал Гройсман и ускорение экономического развития, и приток инвестиций, и создание условий для предпринимательства, и завершение реформирования железнодорожного транспорта, и обеспечение энергонезависимости страны. Практически каждый пункт – своеобразный привет программе Яценюка, и остается только догадываться, с чего Гройсман решил, что он предлагает что-то новое.

Да и с выполнением намеченных пунктов Владимир Борисович пошел по пути предшественника: с реформами у него тоже как-то не задалось.

Гончарук: повтор, умноженный на амбиции

Эксперты уже обратили внимание, что Гончарук назвал программу правительства так же, как Гройсман в свое время назвал бюджет на 2017 год - "человекоцентрическим". Гончарук сообщил, что главный акцент представленного документа – "человекоцентричность".

Есть много других повторов, хотя, как уже говорилось выше, если практически ничего из намеченного уже который год не выполнено – так чего бы не повториться?

Вслед за предшественниками Гончарук пообещал рост экономики (на 40% за 5 лет) и приток инвестиций (50 млрд долларов за те же 5 лет). Экономисты от этих цифр впали в ступор и всерьез их комментировать отказываются.

Гиперлупа, к счастью, в новой программе нет, но цифры были предположительно взяты из сметы по развитию "нью-васюков": 24 тысячи км дорог будут приведены в хорошее состояние, будет активно развиваться железная дорога, будут построены 5 глубоководных портов та 15 аэропортов. Все, что смогли сделать экономисты, услышав эти цифры, – это восхищенно вздохнуть от наглости нового правительства. Даже многострадальный гиперлуп выглядел реальнее.

Гончарук, как и его предшественники, уверен, что представленная программа уникальна и не похожа на то, что принимали предыдущие правительства. Эксперты говорят, что такая уверенность, возможно, связана с тем, что все пункты тщательно переписаны с программы ООН "Система глобальных показателей достижения целей в области устойчивого развития и выполнения задач повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года".

Впрочем, не будем несправедливыми и отметим, что уникальность все же присутствует. Так, один из популярных блогеров написал, что нынешнюю программу от всего предыдущего хлама отличают три вещи: вера (правительство верит, что протянет пять лет), надежда (оно надеется, что мы поверим, что за 5 лет в стране произойдут фантастические изменения) и любовь (для реализации грандиозных фантазий нового правительства остается надеяться только на лучи любви).

КОМПЕТЕНТНО

"Политическое доверие может перейти в денежное"

О невыполнении программ правительства и ответственности за невыполнение "КП" в Украине" поговорила с главой Национального совета экономического развития Алексеем Дорошенко.

- Алексей, украинцы привыкли, что программы правительства хронически не выполняются, но при этом люди, которые их не выполнили, прекрасно себя чувствуют. Возможно, пришло время ввести ответственность за невыполнение программы?

- Конечно, можно было бы за это ввести смертную казнь, но у нас, как и во всех цивилизованных странах мира, предусмотрена политическая ответственность. Где, например, сегодня тот же Яценюк? После запоминающегося премьерства ему не нашлось места в большой политике, так что приходится прозябать безвестным миллиардером. Вот такое наказание.

- Но ведь можно же было вписать в программу не сотни нереальных пунктов, а десятки реальных – почему же это не делается? Возможно, подпирают предшественники с "гиперлупами" и хочется заявить о чем-то не менее грандиозном?

- Любой человек, который приходит на должность, хочет продемонстрировать свою амбициозность и делает заявления. Тем более, что громкие заявления делает и президент, так что премьеру не остается ничего другого, как делать ставку на эффект. Правда, как показывает практика, заявления нередко расходятся с делом, и я не исключаю, что Гончарук может повторить путь Гройсмана, который любую возможность двигаться вперед менял на личные интересы. То есть, вместо того, чтобы реализовать "большое для всех", он реализовывал "маленькое для себя".

- То есть вы считаете, что и эта программа выполнена не будет?

- Я бы так не сказал. С одной стороны, в части инфраструктуры можно уже сейчас говорить, что программа выполнена не будет – цифры там заявлены нереальные, бюджет их не потянет. И если из заявленных 15 аэропортов построят три, это уже хорошо.

С другой стороны, все грандиозные проекты запускались благодаря сумасшедшему желанию и амбициям, и у Гончарука есть и то, и другое. Правда, на реализацию проектов пока нет денег, но я не исключаю возможность того, что политическое доверие перейдет в "денежное доверие". Если украинцы понесут деньги в банки, если начнут возвращаться в страну, открывать малый бизнес, экономика действительно рванет вверх. Словом, пока я остаюсь оптимистом.

В ТЕМУ

Гончарук подробно рассказал о "пятилетке" Кабмина

Премьер пояснил, как в Украине будут бороться с отмыванием денег, контрабандой и другими проблемами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Он улетел, но обещал вернуться: сколько мы протянем без кредитов МВФ

В финальном релизе миссии МВФ сказано, что все не так уж плохо, однако есть несколько пунктов, без выполнения которых Украине не видать новой программы кредитования. Разбираемся, что понравилось представителям фонда, а чем МВФ остался недоволен.