Русскоязычный журнал "Новая Польша" опубликовал статью Олега Сенцова. В ней режиссер рассказывает о любимых польских фильмах и сравнивает Польшу 1945 года с Крымом 2014-го.
Редакция приложила к публикации фотокопию письма, по которой видно, что Сенцов писал его 19 июля. Режиссер считает, что Польша 1945 года и Крым 2014-го похожи тем, что в обоих случая "приходит некто сильный со своей армией и говорит, как вы теперь будете жить, прикрывая свои агрессивные действия словами о том, что он вас спас от реальных или мнимых врагов". Кто-то открыто радуется такому раскладу, кто-то пытается бороться, но большинство - инертное и всегда со всем соглашающееся, готовое принять что угодно, смириться с любой властью, лишь бы его не трогали.
- Когда меня спрашивают о польском кинематографе, о любимых фильмах и режиссерах, то в голову сразу же приходят два имени: Кшиштоф Кесьлёвский и Анджей Вайда. Мне нравятся и другие польские авторы, но эти возвышаются на поле предпочтений как две горы. "Три цвета: синий" — вообще один из моих любимых фильмов, а "Пепел и алмаз" — из самых важных. Первый — про любовь, а второй — про судьбу; сейчас я хотел бы написать о нем.
Хорошее кино для меня определяется лишь по одному критерию: это фильм, который ты можешь пересматривать много раз. Он тебе не надоедает, даже если ты все сцены и весь текст уже знаешь наизусть. Ты снова и снова пересматриваешь это кино, чтобы испытать те же сильные эмоции и удовольствие, чтобы заметить какую-то новую мелочь, деталь, которая ускользала от тебя раньше.
"Пепел и алмаз" — как раз из таких фильмов. Уже более шестидесяти лет он впечатляет, вдохновляет зрителей и режиссеров, любителей и профессионалов по всему миру, и я один из них.
Про этот фильм написаны сотни, если не тысячи статей и эссе, и я не буду ни повторять выкладки критиков, ни анализировать свои личные ощущения. Я хотел бы написать о том, что делает хорошее кино по-настоящему великим: это его универсальность, актуальность для любых времен и народов. Оно не устаревает.
Вещий фильм. История, произошедшая в 1945 году в Польше, напоминает то, что случилось в Крыму в 2014. Приходит некто сильный со своей армией и говорит, как вы теперь будете жить, прикрывая свои агрессивные действия словами о том, что он вас спас от реальных или мнимых врагов. Кто-то открыто радуется такому раскладу и новым возможностям, кто-то пытается бороться с подобной несправедливостью, понимая, что его слабое сопротивление изначально обречено. А еще есть большинство — всегда инертное и всегда со всем соглашающееся, готовое принять что угодно, смириться с любой властью, лишь бы его не трогали, дали жрать и не поставили к стенке. Этому холодному большинству точно понятно, что любой протест изначально обречен на неудачу, поэтому благоразумнее промолчать и смириться.
Но такие не все. Не все готовы молчать и смиряться. Всегда найдется кто-то, кому не нужна сытая жизнь в загоне, кто выбирает свободную смерть на одиноком пустыре. И даже если герою суждено умереть, корчась от боли в куче мусора, в конце концов, на свалке истории окажутся те, кто его погубил. А о нем снимут фильм - хороший фильм, который будет жить вечно.
|
"Пепел и алмаз", о котором пишет Олег Сенцов, снят в 1958 году по мотивам повести польского писателя Ежи Анджеевского (1909-1983). Последний фильм "военной трилогии" Анджея Вайды (1926-2016) в 1959 году взял приз критики Венецианского кинофестиваля. Действие происходит в 1945 году, после освобождении Польши от немцев, главные герои – бывшие бойцы Армии Крайовой. В СССР фильм был допущен только в 1965 году.