5 июля 1991 года была учреждена должность президента Украины. Первым им стал Леонид Кравчук. О том, как это было, он рассказал "КП" в Украине".
- Леонид Макарович, как тогда все происходило?
- Я был председателем Верховного Совета, и мы изначально приняли решение не утверждать должность президента Украины. Но потом Борис Ельцин (12 июня 1991 года) был избран президентом. А наши люди тогда смотрели на Москву и тут же начали поднимать аналогичную тему в Верховном Совете и назначать выборы.
Моя изначальная позиция была против - не вводить в структуру украинской власти должность президента. Я хотел видеть Украину парламентским государством, и если избирать президента, то парламентом. Но прибыла депутатская группа от Харьковской области, они и предложили ввести в структуру президентскую должность, принять закон о президенте и назначить выборы. С ними согласились.
- Почему вы выступали против?
- Традиция Украины - гетманство, а тогда власть принадлежала Советам. И президент становился фактически председателем Президиума Верховного Совета. А это совершенно разные вещи - президент и председатель. Меня не услышали. Несколько дней обсуждали, и когда приняли решение о новой должности, я выступал уже с другими вопросами - какие должны быть полномочия и обязанности главы государства. Ведь на тот момент в Конституции значилось - председатель Верховного Совета является высшим должностным лицом Украины. По Конституции были премьеры, но не президенты. И что он должен делать - не понятно.
- Долго писали закон о президенте?
- Чуть меньше месяца. Делали максимально быстро, чтобы назначить дату выборов. Ведь пока не выяснили, кто такой президент и с какими обязанностями, не могли кого-то выбирать. По итогу баллотировались 6 кандидатов.
- Сложно было бороться за кресло?
- Я был уверен, что стану первым президентом. Ведь являлся председателем Верховного Совета, и сессии транслировались по ТВ. народ видел, как все кому не лень ругают председателя. Но я молчал. Потом приезжал в области, а люди говорили: "Вы герой!". Советские граждане не привыкли, чтобы начальника критиковали. "Как же вы терпите?" - спрашивали. А после началась предвыборная гонка, и снова я приезжаю в области, а ко мне люди бегут навстречу и просят за руку потрогать - "живой вы человек или нет". После такого я даже не сомневался, что стану президентом.
- Ну вот Украина все же независимая, а вы первый ее президент. Что чувствовали в новой должности?
- Пришел на работу, сел в кресло и мысль - какой документ первым принимать? Растерялся. Я зашел в абсолютно пустой кабинет. Вокруг - никого.
Это сегодня пришел Владимир Зеленский, а там его уже ждут подчиненные, Администрация заполнена, есть архивы, есть опыт плюсов и минусов предшественников. А у меня ничего. И принять решение что это плохо, а это хорошо… да черт его знает.
Позвал коллег, которые были со мной на выборах и при председательстве, и давай думать, с чего начинать. Ну и первыми указами создали Аппарат президента.
- Как ваша семья отреагировала на победу в выборах? Шампанское открыли и праздновать?
- Нет. Шампанское не открывали и не праздновали. Все были ошарашены. Сели за стол, взяли головы в руки и начали думать, как жить дальше и что ж такое свалилось на нас.
- Неужели совсем не отметили свою победу?
- Времени не было. Выборы, инаугурация, а на следующий же день - визит в Беларусь. Подписание Беловежского соглашения. Я тогда принимал не просто историческое, а мировое историческое соглашение о прекращении существования Советского Союза как геополитической системы. Сейчас решения такого масштаба не принимаются.
- Страшно было?
- Очень! Оставалось непонимание того, что может произойти завтра. Не страх за себя или свою жизнь - страх огромной ответственности. Миллионы надеются на тебя, и мне нужно сделать так, чтобы они зажили хорошей жизнью.
|
Выдержки из стенограммы Верховной Рады, 1991 год.
Раздел "Возраст президента"
Степан Пушик (писатель из Коломыи): "Я не знаю, стоит ли устанавливать возрастную границу в 35 лет. Я вижу, что Иисус Христос не подошел бы на президента, потому что его уже в 33 года распяли на кресте. Стоит, пожалуй, прислушаться к предложению депутата Матвиенко и установить возрастную границу от 30 до 70 лет".
Александр Емец (депутат из демократического меньшинства, юрист, впоследствии - вице-премьер-министр): "Нельзя ставить в этом пункте верхнюю границу. Потому что, если "не может быть старше 60", а мы его в 58 лет выбрали, то что через два года будем делать?"
О должности вице-президента
Александр Бандурка (генерал милиции из Харькова): "Если это будет сильная личность, то будет требовать для себя большей власти или смещения премьер-министра, чтобы занять и эту должность, или посягнет на должность президента".
Сергей Головатый (в будущем - министр юстиции в трех правительствах, ныне - судья КСУ): "Я единственное могу сказать, Леонид Макарович, что король оказался голым и таким оставался. Ну где вы видели, чтобы был президент - и в структуре исполнительной власти не было вице-президента?!"
Евгений Грынив: "Я не понимаю, почему на 54 миллиона населения Украины мы не можем позволить себе роскошь - иметь вице-президента? Куда мы идем?"
О государственном языке
Леонид Кравчук: "Я ставлю на голосование предложение о том, что претендент должен владеть государственным языком. У нас есть Закон о языках. Ну, если он - полиглот, то это было бы гениально. Речь идет о конкретном, государственном языке..."
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Первый украинский президент рассказал, с какими чувствами он покидал высокий пост.