Телефонные звонки от имени Петра Порошенко, начавшиеся 18 апреля, продолжились 19-го. В день дебат "привет" от робота с голосом действующего президента получили и несколько сотрудников "КП" в Украине". Правда, когда информация широко разошлась по соцсетям, было уже не так интересно, зато обостряется чувство ожидания у тех, кого не охватили вниманием. "КП" в Украине" решила выяснить, какую технологию применил штаб Порошенко и принесет ли она эффект.
Одним из первых таинственный звонок получил глава правления Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.
- Услышав голос президента, сначала был очень удивлен. Мы давно знакомы с Петром Алексеевичем, работали с ним, общались по телефону, но потом наши дороги разошлись. Я подумал, что он будет высказывать претензии и… повесил трубку. Но потом вспомнил, что президент никогда не звонит сам, соединяют с ним всегда через секретаря. Подумал: пранкеры. Но когда почитал пост коллеги Сергея Гайдая, который так же получил звонок, убедился, что мне звонил робот.
Искреннее удивление, а затем легкое разочарование апреля испытали многие украинцы. А чему удивляться? Телефонные звонки з предложением различных услуг и рекламных акций мы получаем едва ли не каждый день. Не говоря уже об СМС от бутиков, салонов красоты или бесчисленных служб такси. Избирательная компания по своей сути мало чем отличается от коммерческой – для рекламы любые средства хороших.
По словам сотрудника одной из телекоммуникационных компаний Игоря Свириденко, распространение рекламы по телефонной сети – это достаточно старая технология.
- Берется коммутатор, на радиорынке сейчас можно купить старый, в него заряжают несколько десятков СИМ-карт любого оператора, вводят телефонную базу и диктофонную запись содержания сообщения. Нажимается кнопка, и с карт идут звонки на разные телефоны.
Однако вряд ли команда президента занималась такой громоздкой работой. Современные технологии позволяют распылять рекламу по телефонной сети гораздо проще. Достаточно воспользоваться специальными аккаунтами, с которых программа-робот рассылает на телефонные номера нужные слова и призывы. В мире существуют даже интерактивные роботы, которые могут поддерживать с абонентом подобие беседы, реагируя на его ответы "да" или "нет", "нравится" - не "нравится", "хочу" - "не хочу".
Из нашего брата те, кто пытался завести с президентом разговор, потерпели неудачу.
Средняя стоимость рассылки рекламного спама через специализированные интернет-компании 500 долларов в месяц. За такую же сумму можно заказать так называемый флуд (пустословие) сотовых телефонов с подменой номеров. Такой услугой пользуются те, кто хочет вывести из состояния равновесия конкурента или довести до гробовой доски любимую тещу. На заданный телефон будут постоянно поступать звонки с дурацким, и никакие фильтры, как обещают разработчики программ, не помогут от них избавиться, пока не истечет срок заказа.
Специалисты уверяют, что подбором цифр робот не занимается. Ему нужен конкретный номер. Например, Юлии Тимошенко, которой тоже позвонил президент.
- Когда я узнал, что звонки получают журналисты, политологи, политики, топ-менеджеры, я подумал, что была сделана специальная выборка. Но потом оказалось, что президент выходит на связь с самыми обычными люди – учителями, рабочими, безработными, пенсионерами. Думаю, что в данном случае расчет шел на охват массовой, а не какой-то целевой аудитории, - считает политтехнолог Олег Постернак.
Где команда президента могла взять персональные номера телефонов избирателей? Как говориться, да Боже ж мой! Многие из получивших звонки были членами комиссий или наблюдателями на выборах-2014. Плюс базы мобильных операторов, сетевых магазинов, где мы берем скидочные карточки, банковские базы, Пенсионный фонд и так далее. Да и СБУ, не будем об этом забывать, на раз-два может получить доступ к любой из баз.
Наша личная жизнь, и "КП" в Украине" не раз об этом писала, давно перестала быть частной. Право, лучше, когда вам в телефон стучится президент, а не какие-нибудь мошенники.
Однако политологи дают невысокую оценку ноу-хау.
- Стратегического расчета в таких дозвонах нет, – считает политолог Никита Потураев. – Команде президента лучше удаются традиционные методы борьбы с конкурентами, чем попытка освоить новые технологии.
Эксперт отмечает, что сегодня людям так досаждает спам-реклама, что и звонок от робота-президента может вызвать больше раздражения, чем умиления.
Пользователи соцсетей высветили на всеобщее обозрение несколько номеров, по которым слушали президента. "КП" в Украине" решила пробить их по сайту, где люди оставляют отзывы о сомнительных звонках.
Два телефона – один киевской городской, один номер "Лайфселл" оказались чистыми, заметок о них нет. А два, как оказалось, уже были в деле.
Так телефон (044) 364…88 использовался в предвыборной компании. Однако звонил не робот, а реальные люди, представляющиеся социологами либо членами команды одного из кандидатов, за которого усердно агитировали.
Номер 089 220…21 вел себя странно. Абоненты пишут, что с него к ним поступали звонки, но никто не отвечал, когда снимали трубку. А если отвечали, представлялись сотрудниками визового центра или известного интернет-магазина. Также представителями одной из крупных столичных телекоммуникационных компаний.
Звучат укоры, что звонки президента якобы нарушают тайну персональных данных. Однако юристы с этим не согласны.
- Если бы к абонентам обращались по имени и фамилии, можно было бы говорить о раскрытии персональных данных. Но звонки обезличены, легко сказать, что они осуществлялись случайным набором цифр, - говорит адвокат Клим Братковский. – То есть, незаконный сбор персональный данных вменить нельзя. И назвать рекламой такие звонки тоже. Это не предложение услуги, это обращение к человеку. Проще говоря, политический спам. В законе нет на него запрета. Звонки приходили в дневное время суток, значит, права потребителей тоже не нарушены.
Однако НАПК, по мнению, юриста, может поинтересоваться, как заказывалась услуга и какие средства на нее были потрачены.