Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Испытано на себе. Как я училась "топить за нашего кандидата"

Испытано на себе. Как я училась
Фото: Фото: Олег Терещенко

- Не хочешь поработать со мной в одном колл-центре? - предложила подруга и, видя мою скептическую мину, поспешила добавить: - Деньги нормальные: 9500 гривен в месяц, 6 часов работы 5 дней в неделю.

Зарплату обещают выдавать частями, каждый десятый день. В день нужно сделать порядка 200 звонков. Причем засчитываются и те, когда трубку не подняли. О чем с людьми говорить и что спрашивать, подруга не сказала. Дескать, приходи на тренинг, все сама узнаешь.

Обзвон сторонников

Тренинг проходил в многоэтажной столичной новостройке: с одной стороны - заброшенные частные дома, а с другой - петляющие улочки. В небольшой комнате без окон и с зеркальными стенами собралось человек тридцать. В основном пенсионеры, студенты и, видимо, домохозяйки. Попадались и мужчины возраста 40+. Причем все они пришли исключительно по знакомству. Никаких объявлений на столбе или в интернете.

Забегу наперед и скажу то, что поняла уже в конце. Суть будущей работы - звонить по имеющейся базе потенциальных сторонников одного из кандидатов в президенты и под видом уточняющих вопросов удостовериться: действительно ли человек собирается голосовать "за".

Когда все расселись по местам, в комнату вошел крепкий невысокий мужчина в берцах и одежде цвета хаки, напоминающей военную форму.

- Имеете ли вы хоть какую-то информацию о политической ситуации в стране? Каких кандидатов в президенты вы знаете? – начал он, предварительно объяснив правила тренинга: "Никто не перебивает; хочешь сказать – подними руку; насильно никого не держат, в любое время можешь уйти".

Минут сорок ушло на пустую болтовню о политике. Я не могла понять - зачем? Разве суть собрания не рассказать о предстоящей работе? Как с людьми общаться, что говорить и как отвечать?

Инструктор выбрал нескольких кандидатов в президенты - Петра Порошенко, Юлию Тимошенко и Владимира Зеленского.

- Поговорим о плюсах и минусах каждого участника, - предложил тренер.

Плюсы превращаются в минусы

Начали с Тимошенко. На доске повесили поделенный на две половины лист бумаги.

Помню точно - в плюсы собравшиеся занесли то, что Юля женщина. У нее есть харизма. Также к положительным моментам Тимошенко отнесли наличие у нее политической программы. Тут наш инструктор ловко ввернул вопрос: "Что в программу входит?" Никто не ответил, и плюс словно по волшебству стал минусом.

На радость тренера в минусы занесли обещание Юли снять депутатскую неприкосновенность. Попытки возразить, что за снятие неприкосновенности нужно большинство голосов в парламенте, желание не одной фракции и уж тем более это вне компетенции президента – подавились в зародыше.

Магия продолжалась. Перечислили телеканалы, где часто выступает лидер "Батькивщины".

- Вы верите в то, что Тимошенко дают эфир бесплатно? – с нескрываемой иронией спросил наш гуру.

- Нет, - дружно ответили присутствующие.

Из чего нарисовался еще один длиннющий минус: она платит деньги за эфиры, откуда она их берет неизвестно, значит, дали олигархи, а стало быть, Юля проплаченная. Что означает только одно – после выборов она останется должна за поддержку.

В итоге столбик минусов Юлии Тимошенко оказался заполнен до конца, плюсов стояло всего четыре.

Посеял смуту

Здесь до меня начала доходить суть происходящего. Нас учат превращать плюсы в минусы и наоборот. В общении по телефону с людьми мы так или иначе будем вести диалог, но в зависимости от ответов перекручивать их в выгодную для себя сторону. Незаметно подводя человека к мысли - кандидат, который ему нравится, не такой уж и хороший по сравнению с нашим. 

Следующим на очереди стоял Зеленский и готовый чистый лист. Инструктор опять задал тон с плюсов. Но помня трюк с Тимошенко, я догадывалась - к концу ситуация поменяется.

Так и есть. В плюсы поставили харизму, популярность и чувство юмора кандидата. Президенту оно не помешает. Тренер благосклонно все слушал, но потом разрушил эту идиллию, уточнив: люди голосуют не за Зеленского, а за его Голобородько.

- Играет он потрясающе. Такой себе человек из народа. Но в строке сценаристов и режиссеров, как оказалось, нет фамилии Зеленского. Вместо него стоят другие люди из "Квартала". А значит, это только выдуманный образ, ненастоящий. И какой Владимир на самом деле, только стоит догадываться, - заявил наш красноречивый наставник.

И, казалось бы, единый электорат тут же раскололся.

- Давайте дадим шанс новому кандидату. Возможно, он сможет что-то изменить. К Юле доверие пропало, а Петра мы уже видели в действии - говорили сторонники Зеленского.

- Он не умеет договариваться, а значит, недипломатичен. Не имеет должного образования и опыта. И вообще не понятно, откуда у него деньги, - парировали противники.

Инструктор улыбался. Своей цели – посеять смуту - он достиг.

Другой альтернативы нет

Самое впечатляющее оставили на сладкое. Петра Порошенко. Сейчас после тренинга я могу рассказать о трюке инструктора: двух кандидатов он начал рассматривать с положительных моментов, но к концу диалога оставлял о них исключительно негативное впечатление. Оно-то и останется в головах избирателей.

С действующим президентом он поступил совершенно иначе. Втерся в доверие залу полной искренности фразой: "У меня у самого куча вопросов к нашему главе…". И пошел в нападение:

- Он много пообещал и не выполнил! Не борется с коррупцией. Оставил себе завод. Не расследует дела Майдана. Уровень жизни снизился. Не пойми куда тратит деньги государства!

Публика машинально стала защищать Порошенко. Мол, не все так плохо. И все минусы как по волшебству превращались в плюсы.

- Большую часть обещаний он все-таки сдержал, – понеслось из зала. - У него есть предвыборная программа и легальные деньги на ее выполнение. А завод, а что завод... Пытался продать, но не нашлось покупателей. Он добился Томоса – это важно. Спасает наших военных из плена – значит, свой. И наконец, первый президент, сделавший безвизовый режим…

Тренер сопротивлялся, но позволял себя убеждать, даже когда президенту приписывали достижения, к которым он не имел непосредственного отношения.

- Согласен, мы не в дефолте, - кивал инструктор. - Несмотря на то что 20 процентов предприятий остались на неподконтрольных территориях, Украина развивается. За это время по экономическим показателям мы вышли в ноль. И через пару лет экономика поднимется. Такого кандидата можно назвать реальным и прагматичным.

Стоит ли говорить, что огромное количество минусов перекрыло еще большее количество плюсов. Такого головокружительного жонглирования общественным мнением я никогда не встречала.

Вместо эпилога

В конце тренинга инструктору сдавали личные анкеты. Он не говорил, взяли тебя или нет, но ставил на листках точки цветными маркерами - зеленую, красную или черную. Я заметила - черные получали шепелявые пенсионеры и негативно настроенные граждане. Всем студентам - зеленые. Их готовы принять на работу.

Я специально не называла, на какого кандидата нам предстояло работать – это, думаю, и так понятно. Но сама схема не нова, ей десятилетиями пользуются практически все серьезные политические силы. Поэтому можете подставить любую фамилию, и методом превращения минусов в плюсы топить за любого кандидата.

Компетентно

Политтехнолог Олег ПОСТЕРНАК:

- Вы стали свидетелем работы так называемой предвыборной "сетки". Их несколько видов. Первая - "сетка мобилизации". Ее участники - сторонники партии. Они обходят или обзванивают людей, фиксируя в бланках их мнения о кандидатах. Плюс такой работы, что несогласных и ярых противников сразу удаляют из базы. После того как сформировалось представление, сколько людей "за" - с ними начинается следующий этап работы.

К примеру, "вы поддержите нашего лидера партии, а мы за это отремонтируем подъезд или поставим детскую площадку". Проверить, достоверно проголосовали ли люди как надо - нельзя, но поверьте: 60-70 из 100 обработанных людей придут и отдадут свой голос.

Все это своего рода полевая стратегия. Матчасть любых выборов. Без работы с избирателем все медийные инструментарии, политические рекламы, съезды – не более чем мишура для телевизора.

Новости по теме: Выборы президента-2019