Вопрос о принадлежности Курильских островов в современной России поднимался десятки раз. Однако в конце прошлого года и уже в нынешнем тема приобрела необычную актуальность.
Уже ни у кого не остается сомнений - какие-то переговоры между странами ведутся. Единую картинку приходится складывать по отрывочным пазлам.
Так, в сентябре 2018 года президент России Владимир Путин предложил Японии заключить мирный договор без предварительных условий. В ответ секретарь кабмина Японии Есихидэ Суга заявил, что до решения территориального спора никаких бумаг о мире подписано не будет.
Затем в ноябре во время встречи Путина и премьер-министра Абэ в Сингапуре японский политик вдруг пообещал, что в случае передачи островов Японии на них не будут размещать военные базы США, а также не станут выселять местных жителей.
В январе 2019 года генеральный секретарь кабинета министров Японии Ёсихидэ Суга не отрицал интенсивность переговоров.
"На встрече в Москве стороны конкретно изложили свои взгляды, состоялся серьезный обмен мнениями, - подтвердил Ёсихидэ Суга. - Однако мы договорились с российской стороной не раскрывать содержание переговоров".
И все это на фоне бесчисленных соцопросов населения о судьбе Курил, проведенных как в Японии, так и в России.
Так неужели Путин вдруг решил отдать острова? Если так, то что он взамен за них потребует?
Для Японии возвращение Курильских островов – национальный вопрос. Токио считает, что принадлежность территории, приобретенной в результате войны, должен фиксировать мирный договор. После того как Курилы вошли в состав СССР, японское население было депортировано. Япония настаивает на том, что их неправомерно лишили собственности.
Для России Курилы – вопрос стратегический и экономический. Во-первых, есть опасение, что потеря островов может ограничить для России возможность контролировать вход иностранных кораблей в Охотское море. Во-вторых, и выход Тихоокеанского флота в океан может быть ограничен.
- Россия хочет нормализовать отношения с Японией, восстановить более партнерские отношения, – рассуждает вместе с "КП" в Украине политолог Владимир Фесенко. - Второе – возможно, Путин полагает, что в обмен на Курилы сможет договориться об отмене санкций со стороны Японии. Или о том, чтобы Япония поменяла свою позицию по Крыму.
Он не очень уверен, что японцы на это пойдут. Но такие расчеты у Путина могут быть. Кроме того, через сближение России с Японией по Курилам может разбиться единый фронт Запада.
Если это вдруг случится – Россия отдаст Курилы, для Украины это станет важным прецедентом. Он лишний раз скажет нам о том, что ни в коем случае нельзя соглашаться ни на какие компромиссы по Крыму, а настаивать на возвращении нелегитимно занятой территории, уверен Фесенко.
Другие политологи считают, что связывать курильскую тему и украинскую несколько надуманно.
- Переговоры между Россией и Японией велись много раз и заканчивались неудачно. Думаю, и одна, и вторая стороны ищут палеотипное, компромиссное решение по этому вопросу, при котором Россия не отказалась бы от островов, но и Япония получила бы свое. Быть может, ограниченный суверенитет, совместную юрисдикцию. Сейчас крайне сложно предположить, какой будет статус, – размышляет политолог Михаил Пашков. - В большей степени возобновление переговоров по Курилам, скорее всего, говорит о стремлении России крепче утвердиться в мире и снять внешнюю обструкцию, связанную с некоторыми поражениями на дипломатическом фронте в 2018 году. Россия цивилизованным путем хочет развязки в русско-японских отношениях.
Что касается украинского вопроса – россияне взяли очень большую паузу и ждут избирательной президентской кампании и больше - парламентской. Поэтому связывать это сейчас с Японией – слишком надумано.
"Острова, на которых хочется жить" - именно под таким лозунгом в 2016 году региональное правительство Сахалинской области пыталось продвигать туризм на островах. Правда, райской жизнь здесь назвать тяжело – старые дома барачного типа, плохие дороги, отсутствие инфраструктуры и высокие цены на продукты.
- На Курилах есть все для нормальной жизни – ресурсы, природа, климат, – рассказывает "КП" в Украине" путешественник со стажем, сотрудник Института водных и экологических проблем Дальневосточного отделения РАН Антон Соколов. – И люди здесь трудолюбивые, гостеприимные, отзывчивые. Меня не раз – совершенно незнакомого человека – приглашали на ужин или предлагали переночевать. Особенно, когда узнали, что я такой же дальневосточник. А вот москвичей там недолюбливают. Считают, что они жируют на деньги, выкачанные с Дальнего Востока и островов.
Антон Соколов в беседе с "КП" в Украине" вспоминает, как еще 10 лет назад многие местные даже ключи от квартиры клали под половики. А в последние годы стали более закрытыми. И на власть обиженными.
- Пока нет твердо обозначенной позиции по территориальной принадлежности островов, у местных жителей наблюдается "синдром временщика", – продолжает наш собеседник. - Все стремятся побыстрее "выкачать" ресурсы, получить прибыль и уехать на материк. Поэтому и не создаются новые рабочие места, молодежи зачастую некуда устроиться.
Самый быстрый способ попасть на Курилы и доставить туда товар – самолет. Но, во-первых, из-за климатических особенностей на островах нередко стоят густые туманы. А значит, авиасообщение с большой землей сильно зависит от погоды. По этой причине перелеты – дорогое удовольствие. Чтобы добраться до самого крупного южного острова Итуруп из аэропорта Южно-Сахалинска (остров Сахалин), придется выложить на наши деньги от 7,5 тысячи гривен в одну сторону (а лететь всего час).
Товары и туристы на остров попадают, в основном, по воде. Но и тут не все просто. Пароход может передвигаться по Охотскому морю 6-7 месяцев в году, пока не наступит зима. А потом погода ухудшается -и все. Пустые полки магазинов с поздней осени по раннюю весну – обычное дело. Приходится запасаться консервами и крупами.
- Мой личный рекорд ожидания хорошей погоды (рейс Южно-Сахалинск–Менделеево) 2 дня, на 3-й вылетели, но вернулись обратно в Южно-Сахалинск, на 4-й все-таки долетели, – рассказывает на одном форуме местный житель острова Кунашир. - Бывало, люди не могли улететь на протяжении 7-8 дней. Как-то зимой из-за обледенения взлетно-посадочной полосы самолеты не летали 2 недели. В случае длительных задержек авиарейсов народ начинает ломиться на пароход. В таких случаях наступает транспортный апокалипсис, иногда доходило до потасовок на пирсе.
Молодежи на островах нечего делать. В Южно-Курильске, например, работает одна школа, все вузы – на Сахалине или материке. Нет кафе, масс-маркетов, спортивных площадок. Из-за того что особо никто в долгосрочные проекты не хочет вкладываться, новые рабочие места не создаются, и большинство местных стремятся получить прибыль любыми путями и уехать на материк.
Жительница острова Сахалин Дарья Гутковская рассказала "КП" в Украине", что прожила на Курилах полгода – поехала за мужем, он военный. По ее словам, природа там непередаваемая - океан, море, водопады. А вот благоустройства особого нет.
- Потихоньку Кунашир обустраивают, но все равно еще много брошенного старого аварийного жилья, – делится наша собеседница. - Работа там для мужчин найдется – рыбалка, охота. Женщинам меньше – рыбзавод или сфера обслуги. Конечно, большая часть молодых людей едут туда вахтовым методом. Школ на острове две или три – точно не помню. Вроде еще строить собираются. Вузов нет, есть какой-то филиал, но работает ли он? Я не слышала, чтобы там кто-то учился. А еще как ни парадоксально – на Кунашире очень мало рыбы.
Сахалинская область – рыбный и нефтеперерабатывающий регион. Но для местных эти товары на Курилах одни из самых дорогих.
Как написал на одном форуме местный житель: "Рыбу, которую мы добываем и обрабатываем на острове, сначала отправляют на материк, а уже оттуда наши поставщики покупают ее для островитян. Та же ситуация и с бензином, газом и т.д. Сначала все добытое - на материк, а уже оттуда - нам. Так что если хочешь рыбы, то ты идешь не в магазин, а на рынок либо к знакомым, где и ценник намного ниже".
Действительно, Курилы полны ресурсами – от месторождения дорогого и редкого металла рения (один из самых дорогих металлов. Его цена в зависимости от чистоты варьируется от 1000 до 10 000 долларов за килограмм) до морских деликатесов. Но, как рассказывают местные, на островах в значительной степени процветает браконьерство, иначе для бюджетников просто невозможно получать более-менее приличный доход и обеспечить семью.
Если посмотреть на цены в местных магазинах – а они космические - становится понятно, что на среднюю зарплату бюджетника (в 2017 году по официальному отчету местных властей средняя зарплата на островах составляла 50 тысяч рублей (около 21 тысячи гривен) выжить здесь тяжеловато. Помидоры около 125 гривен за килограмм, яблоки 83 грн. (в среднем в 10 раз больше, чем в любом супермаркете Украины), молоко за литр 41 грн., сметана - 67 грн. за баночку, докторская колбаса - 419 грн. за килограмм, а относительно дешевая водка - почти 200 грн. за пол-литра.
Один из собеседников "КП" в Украине", служивший в 80-х на Курилах, вспоминал, как местные в те годы промышляли незаконной ловлей морских ежей. Их икра – очень дорогой деликатес (100 граммов стоят 200 гривен) – оказывается, высоко ценится в Японии и считается лучшим средством от лучевой болезни. Как тут не браконьерствовать!
А еще Сахалинская область – нефтеперерабатывающий регион - последние три года испытывает постоянные перебои с поставками топлива. Хуже всех приходится Курильским островам. Последний раз остров Кунашир оставался без топлива с марта до начала июня 2018 года. Частники нелегально закупали бензин во Владивостоке и Японии и продавали по 41 грн. за литр.
Прописка на Курильских островах – дело престижное. Местные могут без визы посетить японский остров Хоккайдо, а еще каждый год для детей Курил выделяют квоты на лечение в Японии.
К слову, после возобновления переговоров между Россией и Японией о территориальной принадлежности островов в социальных сетях начали появляться объявления – "куплю дорого прописку на Курилах".
Курилы - это цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, отделяющих Охотское море от Тихого океана. Всего их 56. Япония претендует на четыре из них – острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи (в России такого названия нет. Архипелаг вместе с Шикотаном называют Малая Курильская гряда).
Их население составляет не больше 20 тысяч человек, и сейчас они входят в Сахалинскую область РФ. Япония включает острова в состав губернаторства Хоккайдо.
В исторической ретроспективе эти территории всегда были спорными. До начала XIX века они принадлежали Российской империи. Затем - в 1855 году – Южные Курилы согласно первому русско-японскому трактату перешли Японии. В 1874 году Александр II решил наладить отношения с Дальним Востоком и уступить Японии все Курильские острова в обмен на часть острова Сахалин. Хотя в 1905 году после русско-японской войны и эта территория отошла Японии.
После капитуляции Страны восходящего солнца в 1945 году СССР включил в свой состав весь Сахалин и Курильский архипелаг. С тех пор Япония добивается возвращения островов под юрисдикцию Токио. По этой причине она до сих пор не заключила мирный договор с РФ (правопреемницей СССР) после окончания войны.