Загрузить еще

Прокурорский конфуз с адвокатом, или Как поступать с провокацией взятки

Прокурорский конфуз с адвокатом, или Как поступать с провокацией взятки
Фото: Фото: Фейсбук Юрия Луценко

Адвокаты торжествуют: Шевченковский суд Киева полностью оправдал их коллегу - члена Высшего совета правосудия Павла Гречковского, которого обвиняли в мошенническом вымогательстве денег для влияния на суд. Сути дела мы не будем касаться – в нем замешано много интересов, которые трактуются по-разному. Важен факт: суд признал, что имела место провокация преступления. А это редчайший случай в истории украинской Фемиды. В то время, как нарушения, которые допустило следствие и которые обнажились в зале суда, являются систематическими.

Кто взятки дает, тот не жалуется

Для справедливости скажем, что каждое второе, если не первое должностное лицо, пойманное на взятке, жалуется на провокацию и просит открыть уголовное производство в отношении правоохранителей, подло подставивших "честного человека". Но если мы заглянем в Единый государственный реестр судебных решений, убедимся, что обычно такие заявления идут в отказ. По крайне мере "КП" в Украине", просмотрев два десятка дел, не нашла исключений.

Тем временем те, кто знает работу прокуратуры, полиции, СБУ, утверждают, что практически все антикоррупционные дела строятся на провокациях.

- Система взяток устраивает всех – и тех, кто берет и тех, кто дает. Если человек за деньги решил вопросы с пользой для себя, он не будет жаловаться, - говорит ветеран МВД Олег Левинский. – Но коррупционеров как-то нужно разоблачать, хотя бы для статистики. Поэтому обычно разрабатывается спецоперация, где  подставное лицо увивается вокруг чиновника, а потом пишет заявление о вымогательстве. И бац – подозреваемого берут "на горячем".

Безусловно, провокация провокации рознь. Одно дело, когда перед чиновником молча машут деньгами, а он делает хватательные движения. Другое, когда человека откровенно подстрекают: возьми, ну возьми, ничего тебе за это не будет.

- Я знаю случаи, когда до передачи денег даже не доходило. Дело открывали на основе провокативных переговоров между потенциальным коррупционером и подставным посредником, - говорит адвокат Олег Миколайко. – То есть, человек еще не совершил преступления. Или случайно нашел в рабочем конверт с  деньгами - и стал героем "маски-шоу". Многие дела, связанные со взятками, – это стремление устранить неугодного человека. Собственно, так получилось и с Гречковским.

(О том, что Гречковского хотели "сбить с дистанции" в рамках личного конфликта, на суде показал экс-заместитель начальника Департамента ГПУ по расследованию особо важных дел в сфере экономики Дмитрий Сус. – Ред.).

Один пострадавший в разных делах

- Те нарушения, которые суд вскрыл в деле Гречковского, прокуратура допускает в 90% случаев. Оправдательный приговор написан очень грамотно, разбить аргументы невозможно. Я надеюсь, что это станет отправной точкой для других таких же приговоров. Если апелляция отменит оправдание, это будет политика, – считает адвокат Александр Плахотнюк. 

Что касается провокаций, то юрист приводит такой пример:

- У меня есть два не связанных между собой дела, где заявителем выступает один и тот же человек – некто К. Относительно недавно я узнал, что и у моего коллеги есть два дела, где жертвой вымогательства является все тот же К., - говорит Александр Плахотнюк. – Прокуратура даже  не обращает внимания на такие кричащие совпадения. Если человек виноват, доказывайте это грамотно, по закону. Но нельзя же заниматься фабрикациями!

А Евросуд против!

Тем временем ставится и такой вопрос: как прижучить наглого хапугу, если все всех устраивает? Святого сколько не искушай – не согрешит.  Вопрос о том, что в Украине, как в ряде стран Европы, нужно узаконить провокацию взятки – чтобы дрожали и боялись – понимался не раз.  Об этом громко заявляли и президент Порошенко, и генеральный прокурор Луценко. В деле Гречковского у него своя обида. В сентябре 2016 года, когда адвоката задерживали, Юрий Витальевич хвалился, что поймали "большую рыбу", а тут – такой конфуз!

В Украине нет прецедентного права, но решение Шевченковской Фемиды может придать смелость другим судам. В частности, НАБУ пророчат крах "янтарного дела",  которое лихо закрутила соблазнительная "агент Катерина" - Печерский суд уже признал депутата Борислава Розенблата потерпевшим в уголовном производстве о провокации взятки.    

Так что очень может быть, что вскоре дискуссия о легализации "особых спецопераций" развернется вновь.

- Не думаю, что легализация состоится, - говорит адвокат Александр Сирота. – Есть четкая практика Европейского суда по правам человека, которая гласит, что правоохранительные органы должны осуществлять молчаливый контроль за подготовкой к преступлению, но не подталкивать к их совершению. И это касается не только неправомерной выгоды, но и ряда других статей Уголовного кодекса, где используются провокации.

Адвокат Александр Плахотнюк также считает, что нам рано следовать за Европой. При том массиве нарушений, которые допускаются сейчас, злоупотребления могут только нарастать.

Продолжение следует

Во время встречи со студентами Украинского католического университета во Львове Юрий Луценко сообщил, что прокуратура будет обжаловать оправдательный приговор в отношении Павла Гречковского.

- Я не согласен с оправдательным приговором. Следствием установлено, что он (Гречковский) через посредника предложил заплатить адвокату за выигрыш в суде, потому что он может влиять на этого судью, - заявил генеральный прокурор.

Новости по теме: ГПУ Суд