Если перефразировать героя фильма "Формула любви", то можно сказать так: "Если один человек построил систему контроля, то другой ее завсегда обойти сможет". Приблизительно такое ощущение складывается, когда анализируешь систему госзакупок ProZorro, которая должна была победить коррупцию, но лишь видоизменила ее.
Чуть больше двух лет назад в Украине появилась электронная торговая система ProZorro. Ее создавали параллельно несколько ведомств и независимых организаций, но основной вклад внесло Минэкономразвития. В июне 2017 года в Индии на конкурсе CitiT4I - Challenge проект признан одним из лучших антикоррупционных стартапов мира. А в начале 2018 года получил антикоррупционную награду от C5 Accelerate и USA Institute of Peace.
По данным чиновников из Минэкономразвития, за два года в системе ProZorro проведено более 2 млн тендеров, общая сумма экономии для государственного бюджета достигает 52 млрд грн. Казалось бы, все хорошо, коррупция побеждена. Но, как показала практика, не чистые на руку чиновники нашли как минимум три десятка сравнительно честных способов обмануть систему. Попробуем разобраться в самых популярных схемах и почему их до сих пор не прикрыли.
Одной из самых популярных схем по обману системы является разделение одной большой закупки на множество мелких. По закону власти не обязаны проводить закупки на электронных торгах, если сумма не превышает 199 тыс. грн для товаров и 1,5 млн грн - для работ. По сути, такие закупки можно проводить у одного участника, а в систему загружать лишь отчеты.
Находчивые чиновники начали дробить все крупные заказы на множество мелких. Например, нужно было провести в Тернопольской области ремонт дороги длиной 16 километров. Чиновники разбили ее на 40 участков по 400 метров и по каждому из них заключили отдельный договор. Сумма по каждому договору не превышает допороговую, и о таком ремонте узнают постфактум.
Только в прошлом году было заключено таких прямых договоров более чем на 90 млрд грн - а это 90 млрд, которые были отданы "своим" фирмам.
Для борьбы с этой и другими схемами в Раду был внесен законопроект 8265, который снижает допороговый объем до 50 тысяч гривен. Несмотря на то что документ отмечен президентом как "неотложный", депутаты до сих пор его не приняли.
Казалось бы, заказывая какой-то товар или услугу, покупатель имеет право ознакомиться с ними. Вы же на базаре видите, что покупаете, а госпредприятие даже не знает, что и какого качества производит тот или иной участник тендера. Вроде бы все логично - хочешь выиграть, будь добр, кроме лучшей цены предоставь еще и лучшее качество. Но тут чиновники проявляют такие чудеса, что просто диву даешься.
Вот как описывал случаи, которые произошли с его компанией, предприниматель Александр Соколовский. Чиновники могут требовать у участников образцы заказываемой продукции до аукциона, хоть это и запрещено законом (кроме оборонного заказа). В АМКУ жаловаться и тратить каждый раз 5 тыс. грн будет не каждый, авось пронесет! А делать опытные образцы в одном экземпляре (не имея ни малейшей уверенности в победе) - это накладно! При небольших партиях заказываемой продукции такое условие практически гарантирует протаскивание нужных поставщиков.
Бывает, компания выигрывает тендер, но в условии указывают, что победитель торгов на следующий день после аукциона должен доставить образцы, отправив заказчику уполномоченного предприятием представителя. Если победитель находится в другой области, то может попросту не успеть добраться до заказчика.
А бывают и вовсе комические ситуации, когда чиновники начинают прятаться от победителя. Они отключают телефоны и уходят с рабочего места, чтобы не получить образец. Когда срок передачи образцов истекает, чиновник появляется на рабочем месте, и честного победителя аукциона после этого дисквалифицируют.
Еще один популярный способ борьбы чиновников с неожиданными победителями - придраться к их документам. Это можно сделать и после окончания тендера.
- Когда мы предоставили документы для подписания договора, почему-то не прошла копия устава, - говорит Александр Соколовский. - Хотя тендерный комитет прекрасно видел этот документ в первоначальном пакете и могли просто попросить его продублировать. Но предпочли нас радостно дисквалифицировать и объявить победителя с предложением на 500 тыс. грн выше нашего.
Как известно, сложно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Эту древнюю мудрость освоили и отечественные чиновники - они прячут свое объявление там, где его невозможно найти. Например, при закупке мочалок можно смело размещать объявление в разделе "автотовары". Мочалкой же можно мыть машину, а то, что производитель не догадался об этом, так это его вина.
Бывают случаи, когда объявление специально пишут с грамматическими ошибками, чтобы его невозможно было найти через поиск. В этом случае велика вероятность, что поставщик "с улицы" просто не найдет такое объявление и его разыграют среди своих.
Ну и наконец, еще один распространенный способ отдать тендер своим - прописать особые условия, выполнить которые сможет только один поставщик. Например, можно отклонять всех участников, которые расположены за пределами какого-то населенного пункта или района.
Также можно за день до начала тендера внести любые изменения в тендерную документацию. Если участник тендера не отследил этот момент, то его тут же дисквалифицируют.
Бывают случаи, когда заказчик попросту указывает конкретную торговую марку предмета закупки. При этом правильный поставщик является единственным ее законным обладателем. Если в объявлении не сделать пометку "или ее аналог", то победа нужному поставщику гарантирована. Правда, такие действия обжалуют в АМКУ, но разбирательство еще не гарантирует, что в следующем тендере победа достанется кому-то из сторонних.
Иногда условия тендера прописывают настолько нечетко, что покупатель может отфутболивать заявки как не соответствующие условиям конкурса.
И это далеко не все способы обмануть систему госзакупок ProZorro. Чиновники чуть ли не ежедневно изобретают новые. Возможно, если бы каждая такая непрозрачная закупка заканчивалась уголовным делом, то и желающих нажиться на государственных деньгах было бы меньше.
Александр ОХРИМЕНКО, экономист:
- Сама по себе электронная система не может победить коррупцию. Есть очень много методов обойти любые барьеры, и этим пользуются. Сейчас интернет завален предложениями по консультациям по правильному оформлению заявки в ProZorro. По сути, это и есть коррупция. Когда вы платите, типа, за консультацию, то ваша заявка имеет шанс на выигрыш, а без "консультаций" ее забракуют.
Любая электронная система управляется людьми, и эти люди могут сделать все, как нужно коррупционеру. Было много скандалов и случаев, когда бизнесмены просто не могли подать заявку, потому что был "глюк" в программе, а потом, когда система начинала работать нормально, оказывалось, что торги уже завершились.
Победить коррупцию можно только одним способом. Лично президент, премьер-министр и остальные топ-чиновники перестанут через свои компании проводить сделки по госзакупкам, подав пример всем остальным работать честно.