Томос (см. "Словарь "КП") - термин, еще несколько месяцев назад ничего не говорящий для значительной части украинцев. Что-то диковинное, далекое и новомодное. И это, наверное, нормально для общества, где для многих связь с церковью ограничивается лишь пасхальным освящением пасх да яиц. При этом принципиально не важно, в каком храме это будет происходить, лишь бы батюшка был пожизнерадостнее да святой воды не жалел.
100 лет назад значение церкви в жизни каждого было несоизмеримо выше. Никуда от этого было не деться. И не то чтобы люди были набожнее, просто уклад жизни предполагал эту тесную связь. Родился человек - сделай запись в церковной книге, жениться надумали - только через венчание (иначе никак, и никто ваш брак не признает), умер гражданин - и снова все через запись в церковной книге, а потом уж выделят место на кладбище.
Понятно, что шальное время - начало XX века, когда менялось, рушилось, рождалось и снова рушилось все, с чем была связана жизнь любого человека, - не могло обойти стороной и церковь. Впервые о возможных и необходимых изменениях заговорили сразу после того, когда власть в Киеве перешла в руки Центральной Рады.
Уже весной 1917 года на Подольском и Полтавском епархиальных соборах было заявлено о необходимости иметь независимую Украинскую православную церковь. Говорилось о важности назначения на епархиальные кафедры украинцев и переходе богослужений на украинский язык (равно как и переводе на него духовной литературы). Неслыханное (почти революционное) требование для патриархально устроенной церкви. Однако Синод Русской православной церкви пошел на уступки и дал разрешение на использование украинского языка в проповедях. Но только в тех местностях, где преобладало украинское население.
Но этого сторонникам независимости оказалось мало. Движение за автокефалию набирало обороты, и требование созыва Всеукраинского собора звучало все чаще и чаще.
Любопытно, что Центральная Рада не спешила вмешиваться в этот процесс и, несмотря на свой главный лозунг о "всеобщей украинизации", применять его к церкви явно не собиралась. К этому времени приписывают слова, якобы сказанные ее главой Михаилом Грушевским: "Обойдемся без попов!".
Лидером "автокефального движения" на этом этапе становится бывший архиепископ Владимирский и Суздальский Алексий (Дородницын). Личность весьма неоднозначная. Весной 1917 года Синод уволил его с должности в связи с "грубым обращением с духовенством" и связями с Григорием Распутиным. Алексий поселился в Киево-Печерской лавре и возглавил Всеукраинскую церковную раду. Даже первым перевел молитвенник на украинский язык. Стремление архиерея к самостоятельности не на шутку встревожило первых лиц РПЦ. Решено было пригласить в Москву для объяснений "самочинно принявшего на себя руководство церковным украинским движением архиепископа бывшего Владимирского Алексия". Тот от вызова уклонился. Причем сделал это как-то показательно по-школярски. Сначала сослался на то, что не смог купить билет на поезд, а потом и вовсе отправил в Москву справку от доктора о своем плохом здоровье. Понятно, что этим демаршем привел духовное начальство в бешенство и был немедля лишен сана.
Впрочем, движение к самостоятельности набирало обороты настолько стремительно, что невнятный уход с первой линии Алексия был почти не замечен. 7 января 1918 года в Софийском соборе Киева открывается Всеукраинский православный церковный собор. В приветственной речи представитель ЦР Карпинский по сути ставит перед собравшимися задачу "дать украинской церкви автокефальность". Тогда даже обсудить идею не успели, к городу подошли большевики, и 23 января Собор прекратил свою работу.
|
В следующий раз собрание состоялось лишь в июне 1918 года. Центральная Рада прекратила свое существование, первый приход большевиков оказался недолгим, и власть в итоге оказалась в руках гетмана Скоропадского. Последний, в отличие от своих предшественников из команды Грушевского, к вопросу церковного устройства подходил очень осторожно. С одной стороны - приверженец монархизма, с другой - украинской национальной идеи, Скоропадский как бы не ставил под сомнение главенство московских архиереев, но сомневался…
"Каким образом человек, который родился и всю жизнь прожил, скажем, в Калужской губернии, может воспринять среду жизни населения Подольской губернии?" - писал в своих воспоминаниях Павло Скоропадский.
К идее автокефалии он относился сдержанно, но понимал, что "украинизации" церкви не избежать. При нем летние сессии Собора практически не дали никакого результата. Прорыв наступил в октябре, после выступления нового министра исповеданий гетманского правительства Александра Лотоцкого.
"В самостийной державе должна быть самостийная церковь. Этого требуют интересы и державы, и церкви. Никакое правительство не может согласиться, чтобы центр церковной власти находился в другом государстве… Автокефалия УПЦ не только церковная, но и национальная необходимость. Это главная потребность нашей Церкви, нашей Державы, нашей нации", - буквально ошарашил он делегатов, большинство из которых придерживались канонической ориентации.
И вновь Собор не успел принять окончательного решения. Власть снова поменялась, на смену гетманщине пришла Директория.
|
Кто не стал церемониться и долго думать, так это Петлюра, когда власть 14 декабря 1918 года перешла в руки Директории. Уже 1 января 1919 года одним из первых был принят "Закон об автокефалии Украинской православной церкви и ее высшего правительства". Предполагал он полную независимость и самостоятельность Украинской православной церкви. Оставался последний шаг - получить томос и заручиться поддержкой патриарха Константинополя. С этой целью и с особой миссией отправился в Стамбул все тот же Александр Лотоцкий. И по всем прогнозам долгожданный указ должен был быть получен оперативно. Но вмешалась церковная бюрократия. Дело в том, что место Константинопольского патриарха на тот момент было вакантным. Георг V, занимавший его много лет, снял с себя полномочия после требований паствы. Случай редчайший, и, похоже, в Фанаре* от этого находились в легком замешательстве. И уж точно в этот момент им было не до украинской автокефалии. Впрочем, и Лотоцкий никуда не спешил, снял особняк неподалеку и раз в неделю наведывался в Цареградскую патриархию. Встречали его любезно, но каждый раз просили еще немного подождать. Все перспективы и планы вновь изменила ситуация на фронтах Гражданской войны. Большевики доминировали, и уже никто не сомневался в их итоговой победе. Было уже не до томоса…
Автокефалия (греч. "самоглавие") - статус поместной церкви, фиксирующий ее самостоятельность и независимость от других поместных церквей. Автокефалия предоставляется при ряде условий, одно из основных - желание большинства верующих и духовенства ее получить.
Томос (греч. "кусок"; "том" от "резать", "делить") - указ предстоятеля самостоятельной церкви по определению церковного устройства. Кроме прочего, томосом предоставляется самостоятельность церковной области, что практически является признанием новой автокефальной церкви.
Фанар - район Стамбула (Турция), где находится резиденция Константинопольского патриарха. Часто употребляется как синоним официальной церковной власти Константинополя.
Экзарх (греч. "глава, руководитель") - посол, представитель патриарха. В большинстве случаев это высокопоставленный представитель духовенства (от епископа до митрополита) или руководящий церковным округом за пределами страны, где находится предстоятель или командированный туда со специальным заданием.