9 января
Загрузить еще

Венесуэла на краю гибели?

Венесуэла на краю гибели?
Фото: На улицах Каракаса митинговали пенсионеры: им не на что жить. Фото: Marco Bello/REUTERS

В последние месяцы новости с родины Уго Чавеса не радуют - МВФ обещает инфляцию в миллион процентов, а международные рейтинговые агентства предрекают неизбежный дефолт. Неужели страна, бывшая еще 20 лет назад раем на земле, окончательно скатится в пропасть? 

Как дошли до ручки

В 90-х годах прошлого века Венесу­эла по макроэкономическим показателям считалась одной из самых богатых стран Латинской Америки - иностранные инвестиции лились в нее рекой. Правда, простому народу из этого золотого дождя перепадали лишь капельки, и в 1998 году главой государства неожиданно для многих был избран популист с левацкими замашками Уго Чавес. Он много чего по­обещал бедноте и кое-что даже успел сделать: началась борьба с неграмотностью, людей с социального дна стали включать в общественную жизнь. По­этому, когда США в 2002 году организовали в Венесуэле госпереворот, люди тысячами вышли на улицы и отстояли президента.

С тех пор Чавес, а затем его преемник Николас Мадуро все трудности сваливали на происки Вашингтона, отношения с которым ужасно испортились. Справедливости ради надо признать, что происки и впрямь были: США обложили Венесуэлу всевозможными санкциями. Но все же до ручки ситуацию в стране довели сами власти своей нерациональной политикой, которая свелась к тотальному огосударствлению и свирепому популизму. Чего стоит одна лишь кампания "справедливых цен", когда многие товары, например плазменные телевизоры, практически отдавались за бесценок. Иногда правительство на праздники просто раздаривало тысячи долларов жителям бедных кварталов. На внешнем рынке Боливарианская Республика фактически дарила миллионы баррелей нефти государствам Карибского бассейна, щедро финансировала помощь другим странам региона, распространяя "социализм XXI века". Когда цены на нефть были на пике, бюджет это худо-бедно выдерживал, но после обвала котировок на энергетических рынках приток долларов иссяк и Венесуэла стремительно покатилась под уклон. 

Крутое пике

Основательно трясти Венесуэлу начало с середины прошлого года, когда в стране прошли выборы в новый орган - Национальное учредительное собрание, которое должно написать новую конституцию. В декабре недовольные конституционной реформой жгли покрышки на улицах Каракаса, а в этом году население столкнулось с еще более острой проблемой - гиперинфляцией. Цены росли как на дрожжах: например, хлеб, стоивший весной миллион боливаров, летом продавался уже за три с половиной. 

Власти решились на проведение обширных реформ, которые должны спасти экономику. Центробанк провел деноминацию (минус три нуля), ввел новые банкноты ("суверенный" боливар пришел на смену "сильному") и отпустил валютный курс в свободное плавание. 

Раньше курс доллара устанавливался на специальных аукционах, но на официальные цифры никто не смотрел. На черном рынке американская валюта была в 30 - 40 раз дороже. Теперь власти обещают, что любой гражданин или организация смогут запросто приобретать доллары не в подворотне, а в нормальных обменниках. Однако пока что черный курс как был маяком для всех расчетов, так и остается. 

Президент Мадуро объявил и о том, что власти больше не могут субсидировать "самое дешевое в мире топливо" (менее одного американского цента за литр). Но пока не ясно, когда и на сколько увеличится стоимость бензина и, самое главное, кому все-таки дадут скидку на оплату.

Зато президент возродил свое любимое детище - криптовалюту Petro. Сейчас ее курс рассчитывается исходя из стоимости смеси различных сортов венесуэльской нефти. К новой криптовалюте оказался привязанным и такой важный показатель, как минимальная зарплата, которую увеличили сразу в 60 раз! Казалось бы, живи и радуйся, но не получается… 

Власти пытаются сдержать рост цен, но это порождает дефицит: полки магазинов пустеют. Фото: Carlos Garcia Rawlins/REUTERS

Спекулянтам - бой

Повышению зарплат обрадовались не только простые жители, но и спекулянты: цены тут же скакнули почти в два раза. Власти отреагировали привычно - экономические законы заменили администрированием. Было введено регулирование цен на 25 важнейших продуктов. Тех, кто не поспешил подчиниться этим требованиям, пообещали жестко наказывать.

Одной из первых жертв стал известный магазин "Ла Муралья", расположенный в столичном районе Атильо - оплоте оппозиции, где богатые виллы соседствуют с уютными ресторанчиками. На днях туда приехала полиция и заставила торговцев продавать товары по "честным ценам". Толпы бедняков сразу же хлынули в магазин, чтобы закупиться до отвала.

В результате таких наездов цены при­остановили бег, но вернулась старая проблема венесуэльской экономики - дефицит. В этот раз с полок пропали яйца и бутилированная вода в больших упаковках. 

Экономическую статистику власти давно не публикуют, но различные независимые исследования говорят о том, что в прошлом году ВВП Венесуэлы сократился на 15 процентов, а в этом упадет еще на 12. Из страны массово уезжают люди.

- Ни одна страна в ХХ веке с гиперинфляцией не смогла остановить ее без использования непопулярных жестких мер, - заявил мне Асдрубаль Оливерос, возглавляющий компанию "Экоаналитика". - Либо власти начнут по-настоящему закручивать гайки, либо ситуация полностью выйдет из-под контроля. Придется резать и социалку - в бюджете-то денег нет.

Действительно, золотовалютные запасы подходят к концу, а производство нефти сокращается с каждым днем. Многие аналитики говорят о том, что Боливарианскую Республику уже не спасти. 

Новости по теме: Венесуэла