Прокуратура или НАБУ должны установить, кто в ПАО "Укрзализныця" отвечает за формирование и отправку полупустых контейнерных поездов в направлении Одесса-Днепр, поскольку, такая деятельность - это крупные убытки для государства, что само по себе является поводом для уголовного расследования, - считает участник Антикоррупционной группы Реанимационного пакета реформ Сергей Гула.
"Это преступление, когда государству наносится ущерб в особо крупных размерах. Если такие факты имеются, то это тюремный срок до 5 лет плюс конфискация", - сказал эксперт.
Он также добавил, что пока прецедентов с поимкой крупных коррупционеров на железных дорогах Украины не было. Однако, они могут появится если расследованием займется НАБУ.
"Центр противодействия коррупции уже давно заявлял о фактах нечестных тендеров в "Укрзализныце". Жаль, что этими вопросами пока не занимается НАБУ. Потому что, если этим занимается прокуратура или МВД, то ожидать адекватного расследования по таким делам не приходится", - уверен Гула.
Он отметил, что в данном случае может идти речь о десятках миллионов гривен потерь для отрасли и для страны. Недополученные железной дорогой средства, скорее всего трансформируются в "откаты" определенным чиновникам.
Напомним, заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виталий Куприй недавно заявил о том, что с июля 2018 г. "Укрзализныця" незаконно предоставляет выгодные услуги по грузоперевозке ограниченному кругу частных экспедиторских компаний, и в результате терпит убытки сама государственная компания и госбюджет.
"Одесский филиал "Лиски" ПАО "Укрзализныця" за государственные средства запускает почти пустые контейнерные поезда в интересах "своих" компаний! Доставка осуществляется подвижным составом, предоставленным одесским отделением филиала "Центр транспортного сервиса "Лиски" ПАО "Укрзализныця" в составе 40 единиц. Заполнение поезда контейнерами составляет от 25 до 46%. Основная часть платформ в поезде едут пустыми, но при этом поезд классифицируется как полноценный контейнерный, что дает грузовладельцам существенную разницу в стоимости перевозки. Тариф за перемещение пустых платформ оплачивается за счет государства и не возмещается заказчиками перевозки - частными коммерческими структурами", - заявил Куприй на своей странице в сети Facebook.
В качестве доказательства, нардеп предоставил видеозапись отправки поезда "Днепровец" на одной из станций маршрута Одесса-Днепр.
По мнению Сергея Гулы, такая явная и открытая схема по вымыванию госсредств из бюджета ж/д отрасли не может быть реализована без участия чиновников высочайшего уровня.
"Вероятно, это чиновники из руководства филиалов Укрзализници, а также кто-то из Мининфраструктуры. Не думаю, что сам министр Владимир Омелян тут как-то задействован. Он активно боролся за то, чтобы "Укрзализныця" вернулась в его ведение. Интересно, что он скажет по этому вопросу. Ведь тут может идти речь о десятках миллионов гривен", - резюмировал эксперт.