Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Нужно ли вносить поправки в Конституцию для вступления в НАТО

Нужно ли вносить поправки в Конституцию для вступления в НАТО
Фото: Нужно ли вносить поправки в Конституцию для вступления в НАТО. Фото: соцсети

Президент Петр Порошенко внес в парламент законопроект, которым предлагается закрепить на уровне Конституции намерение Украины вступить в Евросоюз и НАТО.  

Сам по себе этот документ небольшой и содержит всего несколько изменений в тексте Конституции. И теперь президентские правки должен рассмотреть Конституционный суд на предмет соответствия Основному закону страны."КП в Украине" разбиралась в целесообразности внесения в Основной закон евроатлантического курса страны. 

Поправки нужны не для вступления в ЕС и НАТО

В преамбуле Конституции после принятия поправок  будет закреплена "европейская идентичность украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины".

Согласно президентским поправкам, теперь к полномочиям Верховной Рады относится не только "определение основ внутренней и внешней политики", но и реализация стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в ЕС и НАТО" (изменения в статью 85).

Сам президент, после принятия правок будет "гарантом реализации стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в ЕС и НАТО" (дополнения в статью 102). А Кабинет министров будет "обеспечивать реализацию стратегического курса" (дополнения в статью 116).

Но, несмотря на важность формализации евроатлантического курса Украины, внесение подобных поправок именно в Основной закон является своеобразным новшеством в международной конституционной практике.

Основной закон любой страны пишется, что называется, на века, а любая, пускай и самая прочная международная организация или союз - не вечны. Кто знает, что, например, будет, с тем же ЕС или НАТО через 10-20 лет? А ведь именно через столько лет, по самым реалистичным оценкам экспертов и намекам чиновников из Евросоюза и Альянса, Украина может быть принята в их ряды.

Тогда возникает вопрос, для чего нужны президентские правки?  

Этот шаг со стороны президента очень удачно ложится в его предвыборную кампанию. Кроме "армии, языка и веры", он становится единственным евроинтегратором в Украине. А все, кто его поддержат, вольно или невольно будут работать на его рейтинг. 

Помимо этого, поддержка президентского законопроекта покажет западным партнерам Украины единство политической элиты и народа в вопросе вступления в ЕС и НАТО. Ведь в этом там до сих пор сомневаются.     

- Президентские правки нужны не для вступления в ЕС и НАТО. Для этого не нужно их вносить в Конституцию. Эти правки сейчас предлагаются для двух целей. Первая – предвыборный интерес Петра Порошенко. Он так себя политически позиционирует на время выборов. И вторая - гарантия от ревизии внешнеполитического курса, подстраховка на будущее, чтобы никто не смог опять сменить курс страны, - считает политолог Владимир Фесенко. 

Какие страны еще поменяли Конституцию под евроинтеграцию

В большинстве стран в конституции не закреплен курс на вступление в какие-либо блоки и союзы. Но такие есть, хотя их можно пересчитать на пальцах.

В переходных положениях обновленной конституции Грузии содержится статья о том, что органы власти должны принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в Европейский Союз (ЕС) и Организацию Североатлантического сотрудничества (НАТО).

В парламент Молдовы уже поступил, а Кабинет министров этой страны уже одобрил включение в конституцию новой статьи, согласно которой европейская интеграция объявляется стратегической целью развития страны. И теперь проект поправок должен рассмотреть и принять парламент.

В конституции Черногории, которая вступила в прошлом году в НАТО и ведет переговоры о вступлении в ЕС, содержится формулировка о "приверженности сотрудничеству на равных с другими народами и государствами, а также европейской и евроатлантической интеграции".

В конституциях Словакии и Румынии до их вступления в НАТО были прописаны только отдельные процедурные вопросы, касающиеся вступления в Альянс.

В Болгарии, до ее вступления в НАТО, президент внес в конституционный суд запрос о том, должна ли страна менять Основной закон из-за предстоящего вступления в Альянс. Суд постановил, что вопрос размещения иностранных войск на территории страны и направления своих солдат за границу относится к компетенции правительства. И конституцию менять не стали.

А вот в конституции Хорватии глава "Евросоюз" появилась только после ее вступления в эту организацию в 2013 году. И она определяет уже принципы и механизм участия страны в институтах ЕС.