Проходящий сейчас в Стамбуле Архиерейский собор (Синаксис) Константинопольского патриархата дал ответ на вопрос, который открывает путь к предоставлению Украинской православной церкви статуса автокефальной и полностью отделенной от Московского патриархата.
На этом Соборе рассматривался вопрос - имеет ли право Константинопольский патриархат, который еще называют Вселенским, самостоятельно и без согласия других православных церквей предоставлять автокефалию церкви, которая об этом просит? Архиереи Константинопольской церкви во главе с патриархом Варфоломеем пришли к выводу, что статус Вселенского патриархата дает им такое право.
На практике это означает, что снято основное препятствие для предоставления УПЦ Томоса об автокефалии, то есть статуса абсолютно автономной и независимой национальной церковной единицы.
После завершения Архиерейского собора и консультаций с епископами со всего мира Константинопольский патриарх Варфоломей может окончательно определить сроки предоставления Томоса Украинской православной церкви.
Такое решение иерархи приняли несмотря на давление со стороны Москвы и связанных с ней национальных православных церквей. Накануне Собора патриарх Сербской православной церкви Ириней обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с призывом не предоставлять Томос об автокефалии Украинской церкви. Сербский патриарх утверждает, что только Русская православная церковь имеет каноническое и историческое право на церковную организацию в Украине, сообщило греческое церковное издание Pomfaia.
А 31 августа в Стамбуле состоялась встреча Вселенского патриарха с предстоятелем РПЦ патриархом Кириллом. Глава Русской православной церкви пытался убедить Варфоломея в том же, что и Сербский патриарх, но, как оказалось, безрезультатно. Как заявил митрополит Галльский Эммануил, Варфоломей сказал Кириллу о решении предоставить автокефалию Украине.
Собрание архиереев проходит не чаще, чем раз в три года, и в последний раз он состоялся в августе 2015 года - незадолго до Всеправославного собора, который прошел на Крите в июне 2016 года. Как правило, юридически закреплённые решения на Синаксисе не принимаются, но такое заседание имеет важное значение для формирования предстоящих событий.
Во православии есть такое понятие как материнская церковь, или церковь-мать. Это автокефальная церковь, чаще всего - патриархаты, которые могут выдавать разрешения на создание поместных церквей, раньше входивших в их юрисдикцию. В случае с Украиной на это звание одновременно претендуют Московский и Константинопольский патриархаты.
Московский настаивает на том, что только он является материнской церковью по отношению к украинской. В 1686 году Киевская митрополия, по благословению Константинопольского патриарха, была присоединена к Московскому патриархату.
А Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и президент Порошенко считают, что материнской церковью для Украины является именно Константинопольский патриархат, так как именно от нее князь Владимир Великий, крестивший Русь, и принял христианскую веру.
Проблема состоит и в признании независимости Украинской церкви другими поместными церквями. В отличие от католицизма, в православии нет церковного единоначалия. Вселенское православие состоит из 14 поместных, но независимых друг от друга церквей. Константинопольский патриархат является среди них только "первым по чести", а не главой.
И даже если он выдаст разрешение на создание новой Единой поместной украинской церкви, его должны одобрить и принять остальные 13 церквей. Иначе не будет всеправославного единства.
А этого в ближайшем времени не предвидится, так как против категорически выступит Московский патриархат и тяготеющие к нему другие православные церкви, которых с Россией связывают давние исторические, политические и экономические интересы. Поэтому эксперты не исключают раскола во Вселенском православии.