Сам закон вступит в силу через 6 месяцев со дня его опубликования, то есть 19 декабря 2018 года. Подписывая этот документ, Петр Порошенко заявил, что он "делает дипломатическую службу передовой, эффективной и еще, главное, вооруженной, защищенной и европейской".
По словам украинского президента, новый закон "базируется на лучшем передовом опыте европейских стран".
"КП в Украине" выясняла, что нового дает этот закон и как он отразится на украинских дипломатах, работающих за рубежом.
Как говорится в концепции закона на сайте украинского МИДа, дипломатическая служба – это государственная служба особого характера, поэтому требования к дипломатам будут выше чем к другим госслужащим.
Так, например, дипломаты, работающие за рубежом, особенно в так называемых "сложных странах", будут выбираться исходя из соображений состояния здоровья, психологической устойчивости, и наличия возможности быть с семьей.
Если раньше иностранным языком должны были владеть дипломаты категории А (послы, консулы, первые секретари), то теперь все дипломатические работники всех категорий и рангов должны будут владеть не только английским, но и обязательно еще одним языком.
Кроме того, украинским дипломатам теперь будет предоставлена большая свобода действий, которая, впрочем, будет сопровождаться и большей ответственностью. Но вместе с этим он получат и ненормированный рабочий день. "Дипломаты работают 24 часа 7 дней в неделю для защиты прав украинских граждан", - говорится на сайте МИДа.
Ежегодно будет проводится оценка ключевых показателей эффективности дипломатов с последующим и регулярным подтверждением уровня квалификации.
Украинское внешнеполитическое ведомство утверждает, что согласно новому закону дипломаты теперь получат больше автономии в вопросах жилищного и бытового обеспечения.
Кроме того, закон предусматривает должность государственного секретаря МИДа и устанавливает не только дипломатические ранги, но и категории дипломатических должностей.
Закон более детализировано определяет порядок вступления, прохождения и прекращения дипслужбы, детальнее регулирует оплату труда, компенсационные выплаты и социальные гарантии должностных лиц дипслужбы и административных работников.
Поскольку работа за рубежом считается "долговременной командировкой", то кроме зарплаты дипломаты будут получать компенсационные выплаты. Это деньги на переезд, подъемные, отпускные. Кроме этого, госбюджет будет выплачивать дипломатическим работникам деньги на медицинскую помощь и страховку на территории государства, где они будут работать, аренду жилья и оплату коммунальных платежей, и на получение детьми украинских дипломатов дошкольного или среднего образования.
А это важно, так как дипломату нужно решить немало бытовых проблем. Хорошо, если в собственности Украины в стране пребывания есть свое помещение. А если нет, то нужно искать жилье, четко соблюдая квадратуру и приблизительные цены. Для этого заключается договор между посольством и владельцем помещения.
В целом же сейчас наши дипломаты, по сравнению со своими зарубежными коллегами, получают сравнительно небольшие деньги – около 5 минимальных зарплатв Украине или порядка 400-500 евро.
Так, например, согласно декларации за 2017 год, посол Украины в США Валерий Чалый получил больше 163 тысяч гривен зарплаты (в среднем чуть более 13 тысяч гривен в месяц) и еще боле 2,3 миллиона на другие расходы (6300 гривен в день или 240 долларов).
Временный поверенный в делах Украины в РФ Руслан Немчинский за прошлый год получил больше 159 тысяч гривен зарплаты (более 13 тысяч в месяц) и почти полтора миллиона гривен на выполнение своих дипломатических обязанностей (более 4 тысяч в день или чуть более 150 долларов).
Посол Украины в Великобритании Наталия Галибаренко получила в 2017 году более 207 тысяч гривен зарплаты (более 17 тысяч в месяц) и еще более 2,2 миллионагривен на другие расходы (6 тысяч гривен в день или 177 фунтов).
Богдан Яременко, экс-консул Украины в Стамбуле и Эдинбурге:
- Это преждевременные дифирамбы закону. Пока это только попытка адаптировать украинскую дипломатию к реальности. Принципиальных вещей, которые бы изменили систему финансирования дипломатов, в этом законе также нет. Тем более, что финансово-материальное обеспечение украинских дипломатов зависит не от закона, а от бюджета.
Большая часть бюджета МИДа идет на покрытие взносов за участие Украины в международных организациях. Другая часть - на финансирование зарплат, аренду жилья и транспорта для наших дипломатов.
Украинские дипломаты получают меньше всех в мире, поэтому и состояние дипломатии такое. У нас более 100 диппредставительств, и можно их сократить там, где они менее нужны, перераспределив финансирование на более важные страны. То есть этот закон так и не поставил финансирование нашей дипломатии в зависимость от результата работы.
Закон также не решит проблему дефицита наших послов в некоторых странах. Единственная причина того, что в некоторых странах нет наших послов – это президент Украины, который не может или не успевает их назначать.
Примечательно, что Петр Порошенко подписал это закон после того, как ветировал его в мае. Его не устроили в нем две спорные, с его точки зрения, нормы.
Первая – то, что предлагалось согласовывать кандидатуры послов, постоянных представителей при международных организациях (ООН. ОБСЕ, НАТО и пр.) с профильным парламентским комитетом по иностранным делам. В Администрации президента заявили, что такая норма не отвечает конституционно определенным статусу и полномочиям парламентских комитетов и является исключительной прерогативой президента.
Кроме этого, Петр Порошенко выступил против наделения Кабинета министров полномочиями по определению статуса, задач и функций специальных миссий, которые определены как временные, представляют Украину и направляются в другое государство.
После того, как эти замечания президента были учтены и спорные пункты были изъяты из закона, парламент принял, а Петр Порошенко подписалдокумент.