Недавно Офис реформ административных услуг презентовал проект нового закона "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине". Речь идет об изменениях правил регистрации, которую по старинке называют пропиской. Законопроект еще не внесен в Раду, находится на стадии общественного обсуждения, но уже наделал шуму и породил много слухов. Самый страшный - к примеру, чиновники будут ходить и проверять, кто где зарегистрирован и где живет. "КП" в Украине" решила разобраться, в чем состоят предложения реформаторов и какие в них могут быть риски.
Миграция не только за пределы, но и внутри страны давно стала отличительной чертой Украины. По разным регионам снуют группы заробитчан, жители сел ищут место под солнцем в больших городах. И хоть жесткую привязку к месту жительства давно отменили, регистрация остается поводком, за который государство может дернуть человека.
- Правильно было бы отменить регистрацию, как это сделала для своих граждан Польша в начале этого года, - говорит руководитель сектора политики и реинжиниринга Офиса реформ админуслуг Людмила Рябчинская. - Но в наших сегодняшний реалиях это невозможно. Государству регистрация нужна, чтобы местные власти могли планировать свои бюджеты, для розыска должников. Человеку она дает право на голосование по месту проживания, первоочередное устройство ребенка в школу рядом с домом, на оформление социальных выплат. Разработанный нами законопроект максимально упрощает процедуру регистрации.
И это действительно так. Если сегодня, для того чтобы зарегистрироваться по новому адресу, нужно 4-5 справок, то по новому закону не понадобится ни одной. В центр админуслуг или орган местной власти нужно будет подать всего лишь декларацию - письменно выразить свое намерение жить там, где нашли "гнездо".
Ленивым и ноги бить не придется - декларацию можно будет подать онлайн. Допустим, вы приехали из Житомира в Киев, сняли жилье. Открыли ноутбук - и вуаля! Прямо тут же вас зарегистрировали. Без, заметьте, согласия хозяина квартиры. Его никто не обязан спрашивать.
- Владельца уведомят по факту, - говорит Людмила Рябчинская. - Если он не согласен, может подать жалобу. Квартиранту рекомендованным письмом пришлют анкету. Если он ответит на все вопросы, подтвердив свое реальное проживание по указанному адресу, регистрация остается в силе. Если нет - аннулируется.
В случае споров удостовериться, живет человек по месту регистрации или нет, могут проверяющие. К этому, собственно, и сводится контроль, так напугавший общество. К каждому мигранту из города в город ломиться в дом никто не собирается. Есть только исключения.
- Проверка может прийти, если лицо больше трех раз сменило место жительства за один год. Это противодействие "гастролерам" на выборах. Или если в течение пяти лет уже была аннулирована регистрация. Но в любом случае человек сначала получит анкету. Если сразу не ответит, то пришлют повторную, - говорит наш консультант.
Проверки может инициировать школа, если окажется, что детей-первоочередников в районе набралось больше, чем парт в классах. После того как Минобразования привязало первоклашек к месту жительства, многие подумывают о том, как прописать ребенка поближе к хорошему учебному заведению.
Теоретически онлайн можно зарегистрироваться хоть в доме у президента. Практически подача недостоверных сведений грозит штрафом в 1500 гривен.
Арендодатели от таких новшеств наверняка впадут в панику. Механизм сдачи жилья в наем у нас не отрегулирован. Квартиры массово сдаются, но в налоговой договоры не светят. И о регистрации съемщиков слышать никто не хочет. До сих пор устойчив миф, что вместе с "пропиской" человек получает свой кусок жилья.
- Это неправда, люди юридически заблуждаются. Поэтому в законопроекте мы специально прописали, что регистрация не дает права на имущество, на вселение и даже не является доказательством законности проживания, - говорит Людмила Рябчинская.
Однако подводные камни есть. Хозяин сдавал квартиру, но потом решил ее продать. А квартирант упирается: зарегистрирован, не съеду! Продать квартиру можно и с живым "довеском". Покупатель выселит его через суд, но кому интересна такая морока?
- Тут есть другой риск, - говорит адвокат Иван Либерман. - Допустим, я являюсь опекуном трех детей или двух стариков. Сняв квартиру и получив регистрацию в ней, я должен исполнять свои обязанности опекуна - заботиться о подопечных. Значит, привожу их всех к себе и тоже регистрирую. Или не регистрирую, это не важно. Выселить по суду немощных пенсионеров или несовершеннолетних детей будет очень и очень трудно.
Авторы законопроекта прописали, что регистрация не является основанием для начислений платы за квартиру и услуги ЖКХ. И на размер субсидий, как считают в Офисе реформ админуслуг, регистрация дополнительных лиц не повлияет. Юристы сомневаются, поскольку это идет вразрез с другими законами.
- Если у хозяина все ЖК-услуги с учетом (счетчиками), то дополнительная регистрация на размер платежей действительно не влияет, - говорит аналитик общественной организации "Публичный аудит" Тарас Галайда. - Если вода или газ без счетчика, то платежка зависит от количества зарегистрированных в квартире лиц. Соответственно она возрастет во столько раз, сколько дополнительных лиц зарегистрируется в квартире.
С субсидией тоже все непросто. Связь между органом регистрации и налоговой в законе не принята во внимание. А она может возникнуть.
- Если регистрируется квартирант, а жилье сдается не официально, то поднимутся вопросы с скрытием дохода, и субсидию отменят. Еще и могут заставить вернуть помощь за прошлый период. Если оформить аренду официально, то нужно платить налог и показывать доход, что опять-таки уменьшит размер субсидии или вовсе лишит права на нее, - отмечает Тарас Галайда.
Если одинокий пенсионер покажет, что с ним живет еще кто-то, то субсидия будет начисляться не на весь объем ЖК-услуг. При расчете субсидий могут потребовать справку о доходах квартиранта, поскольку с пенсионером у них общий быт.
Проект закона не отменяет действующие сейчас штрафы за проживание без регистрации более 90 календарных дней. Лица без определенного места жительства должны регистрироваться по месту органов соцобеспечения.
Главный недостаток законопроекта, что парадоксально, в его достоинстве - он рассчитан на честное общество. На то, чтобы освободить людей от бюрократических процедур. Предусмотрено создание Единой информационной системы, которая будет вести электронный учет миграционных процессов внутри страны и вести обмен с другими реестрами. В частности, реестром призывников. Уведомлять военкомат о смене места жительства больше не понадобится - новый адрес придет автоматом.
Но для того чтобы все было чисто и прозрачно, не должно быть уклонистов. А они будут - и от службы, и от долгов. Никто не помешает аферисту получить регистрацию и съехать, набрав кредитов. Хозяина жилья, пока он будет бегать с жалобами и ждать анкет, до полусмерти заклюют коллекторы.
Авторы законопроекта ссылаются на положительный опыт Нидерландов и Германии, где действует предложенный механизм регистрации, но там немного другая жизнь.
Великобритания, Франция, Канада вовсе обходятся без регистрации - проживание подтверждается коммунальными платежами. В США данные о месте проживания фиксируются по базе налогообложения.
Когда-нибудь и в Украине тоже обрежут поводок, привязывающий человека к государству. Но это, по оценкам экспертов, случится не раньше чем через 8-10 лет.