Президент Петр Порошенко уже заявил, что Вселенский (Константинопольский) патриархат начинает процедуры для предоставления автокефалии (самостоятельности) Единой украинской православной церкви.
Синод Константинопольского патриархата 19 апреля действительно провел заседание и "принял соответствующее решение", которое в действительности оказалось не столь однозначно, как об этом говорит Петр Порошенко.
"Как настоящая Материнская Церковь, мы рассмотрели вопросы, относящиеся к церковной ситуации в Украине. Получив от церковных и гражданских властей, которые представляют миллионы украинских православных христиан, петицию о предоставлении автокефалии, Синод принял решение теснее общаться и координироваться с сестринскими Православными Церквями в этом вопросе", - говорится в коммюнике Священного Синода Вселенского (Константинопольского) патриархата.
Слова "настоящая Материнская Церковь", говорят о том, что Константинопольский патриархат действительно считает себя (а не Московский патриархат – ред.) вправе предоставлять право на автокефалию Украинской церкви.
Но, с другой стороны, Синод Константинопольского патриархата принял решение "теснее общаться и координироваться с сестринскими Православными Церквями в этом вопросе". А сестринскими церквями по отношению к нему являются Антиохийская, Александрийская, Иерусалимская и…Русская православная церкви (патриархаты).
Значит ли это, что Константинопольский патриарх Варфоломей будет принимать решение об автокефалии Украинской церкви с оглядкой на Москву? Или наоборот - он готов на обострение отношений с Московским патриархатом, если тот начнет активно противодействовать созданию Единой поместной украинской церкви?
В УПЦ Киевского патриархата уже заявили, что "это никоим образом не означает, что Вселенский Патриарх обязуется решать этот вопрос исключительно "на основе консенсуса", то есть только с согласия РПЦ".
Но Синод Константинопольского патриархата в своем коммюнике уже заявил, что "несет ответственность за сохранность Всеправославного единства и заботу о Православных Церквях по всему миру". А поскольку Московский патриархат в обозримом будущем не намерен признаватьукраинскую автокефалию, то намерение Константинополя может привести к нарушению единства в православном мире.
В отделе внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата уже выразили надежду, что "Вселенский патриарх не сделает шагов, которые навредили бы всеправославному единству".
То есть, сейчас патриарх Варфоломей оказался перед непростым выбором – либо автокефалия Украинской церкви, либо единство православных церквей.
Поскольку никаких канонических и вероучительных различий между Константинопольским и Московским патриархатами не существует, главная выгода Киева от автокефалии лежит в политической плоскости.
"Томос патриарха усилит нашу независимость, удалит рудименты того политического проекта, который называется "русский мир" и который придумали, кстати, иерархи Русской православной церкви", – заявил Петр Порошенко в парламенте.
Но Россия может предпринять ряд контрмер, как религиозного, так и политического характера. Во-первых, Московский патриархат не признает независимость Украинской церкви и сохранит свое влияние над частью православных украинцев. Ведь Порошенко уже пообещал, что УПЦ МП и дальше будет действовать в стране.
Более жесткий вариант – угроза раскола во Вселенском православии, который, по мнению некоторых религиоведов, может стать самым большим после 1058 года, когда христианство разделилось на католиков и православных. Константинопольский и Московский патриархаты претендуют на главенство в православии, и после того, как Константинопольский патриархат предоставит независимость Украинской церкви, Московский может прервать с ним молитвенное общение.
Сейчас все 14 православных церквей мира входят во Вселенское православие, признают друг друга и находятся в молитвенно-евхаристическом общении между собой. То есть церковные таинства (исповедь, причастие, отпевание и пр.) одной церкви признаются всеми другими. В случае его прекращения может возникнуть вопрос о признании друг друга Московским и Константинопольским патриархатами.
"У Варфоломея достанет совести, смелости и мудрости выступить против. Если же нет, то это будет неэтичный акт по отношению к Русской церкви. Это довольно рискованно - портить отношения с Москвой", - цитирует слова одного из московских священников российское издание "Pravda.ru".
А сам процесс создания Единой поместной украинской церкви может растянуться на долгие годы, как это было в случае с Грузинской и Польской православными церквями. Москва признала их автокефалию спустя 26 и 24 года после провозглашения.
Нельзя исключить и отрицательных политических последствий. В отместку за признание Константинопольским патриархатом Украинской церкви, Россия может заморозить переговорный процесс по Донбассу. А возможно и ухудшение ситуации в регионе.
Перед встречей с Порошенко Варфоломей разговаривал с Путиным
Перед визитом Петра Порошенко в Стамбул 9 апреля, где он обсуждал с Константинопольским патриархом вопрос предоставления автокефалии Украинской церкви, 3 апреля патриарх Варфоломей провел телефонную беседу с Владимиром Путиным.
Российский президент выразил патриарху особую признательность за постоянно оказываемую поддержку единству православного мира. Патриарх Варфоломей сказал, что "Вселенский патриархат будет и впредь выполнять свою координирующую роль в пользу общеправославного единства". После этого разговора российские эксперты пришли к выводу, что Константинопольский патриархат вряд ли пойдет на конфликт с Москвой.
РИА Новости
"Сообщение Константинопольского патриархата означает, что будет созван внеочередной синод всех православных церквей. Это значит, что будет и Русская православная церковь, и другие славянские церкви, и все другие церкви и патриархии. В Фанаре (резиденция Константинопольского патриарха в Стамбуле, – ред.) соберутся 14 православных церквей с тем, чтобы обсудить запрос. Но они не примут решения о предоставлении автокефалии".
"Поскольку на синоде будут и патриарх Кирилл, и другие дружески расположенные к Москве церкви, какого-либо решения о приемлемости предоставления автокефалии Украинской церкви не может быть".
Георгий Коваленко, протоиерей УПЦ МП, богослов (Фейсбук):
- Нужно поддерживать любые реальные действия кого-либо, если мы видим, что они содействуют восстановлению украинского православия внутри, а также усиливают его связь с вселенским православием. А тем, кто считает, что имеет такую связь, нужно радоваться, что ее получат другие.
Создание Единой православной церкви и ее автокефальный статус – это не цель, это средство, которое должно содействовать реальным мировоззренческим изменениям в церкви, государстве и обществе в сторону жизни, по-Божьему. Но готовы ли наши государственные чиновники, наши церковные иерархи, а в конце концов и мы сами, для начала договориться добросовестно выполнять хотя бы две из десяти заповедей – НЕ ЛГИ, НЕ КРАДИ…