21 ноября
Загрузить еще

Собственный путь развития: почему Харькову удается сегодня быть едва ли не единственной витриной евродостижений Украины

Собственный путь развития: почему Харькову удается сегодня быть едва ли не единственной витриной евродостижений Украины
Фото: Мэр города готовит глобальную программу развития "Харьков-2030".

Хотя те, кто бывал в этом городе лет 10-15 назад, в один голос говорили о провинциальности и отставании первой столицы Украины и от Киева, и от Днепра, и от Одессы. И вдруг такой резкий скачок в развитии за последние 5-10 лет.

Мэр города готовит глобальную программу развития "Харьков-2030". 

Жить как в Европе - уже сейчас

Как бы каждый из нас ни относился к харьковскому мэру, его прошлому и настоящему, все прекрасно понимают, что именно Геннадий Кернес является движущей силой развития Харькова. 

К тому же три года назад харьковский глава сыграл решающую роль для города, не допустив создания еще одной "народной республики" на украинской территории.

Поэтому и отношение самих харьковчан к градоначальнику за истекшие годы принципиально поменялось - от недоверия к серьезной и стабильной поддержке. Об этом свидетельствуют и выборы мэра в один тур в 2015 году (единственный случай на все крупные города страны), и 72% одобрения деятельности Кернеса на посту мэра, зафиксированные социологической группой "Рейтинг" в конце 2017 года.

Наше интервью с Геннадием Кернесом длилось более 2,5 часа. Не потому, что Геннадий Адольфович слишком словоохотливый - говорит он как раз скупо и очень сдержанно. Просто беседа постоянно прерывалась не терпящими промедления вопросами и проблемами, с которыми пришли на прием посетители. Кернес извинялся и переключался на их решение. Очень симптоматичная деталь: любой вопрос рассматривался буквально за несколько минут, ни один из них не потребовал экскурсов в историю ситуации. Мэр, похоже, держит всю информацию о городе в голове. 

С утра в день интервью на город выпал обильный снегопад, но мэр не тратил времени на обсуждение ситуации с уборкой снега, не было никаких традиционных в таких случаях авральных заседаний "оперативного штаба по борьбе со снегопадом". 

- Налаженный коммунальный механизм работает сам по себе. Теперь нужен только контроль, каждый уже знает свой маневр и свою зону ответственности, - объяснил Геннадий Адольфович. - Обещания "завтра будет лучше" уже давно никого не стимулируют. Люди устали ждать, они хотят жить как в Европе - уже сегодня. 

72 процента харьковчан одобряют работу главы города. 

Секрет успешного города

- Предлагаю начать разговор с общего вопроса. Сегодня все социологические службы рапортуют о массовом разочаровании граждан. Цифры трудовой миграции последних лет подтверждают, что большинство украинцев вообще не видят своего будущего в Украине. Страна сегодня зашла в экономический, политический и социальный тупик. И если территориально мы, конечно, - европейское государство, но пока очень отстаем от европейского уровня жизни. Как результат - обострение дискуссии между евроскептиками и еврооптимистами по вопросам о пути развития страны. Вы лично верите, что Украина сможет стать настоящим европейским государством?

- Я верю в это. И делаю все возможное и от меня зависящее, чтобы поверили и все харьковчане. Когда люди своими глазами видят, что, несмотря на трудную экономическую ситуацию в стране, Харьков активно превращается в современный европейский город, что в городе реализуются масштабные инфраструктурные проекты, это придает им уверенности в своем будущем и страны в целом.

Я знаю точно: харьковчане не просто любят свой город, сегодня у них есть основания еще и гордиться теми переменами, которые происходят у нас. И уж кто-кто, а жители Харькова точно знают, что все это для нашего города делают не поляки, американцы или китайцы, а они сами. Горожане своими руками строят Европу в Украине. Уверен, глядя на наш Харьков, и у жителей других украинских городов появится больше веры в то, что мы, украинцы, сможем преодолеть все трудности и построить успешное государство. 

- Ну, главным критерием "верю - не верю в страну" является то, где живут дети или внуки человека. 

- Мои дети живут и работают в Украине. Откровенно говоря, после ранения я бы мог остаться жить в другой стране, где и медицина на более высоком уровне, и качество жизни выше в разы. Но это было бы предательством с моей стороны по отношению к тем, кто мне доверял. 

- Тогда многие в стране не верили, что после покушения вы останетесь работать во главе городской власти Харькова. Работа мэра - это ведь огромное напряжение.  

- Я могу сказать одно: только благодаря поддержке семьи, друзей, людей - жителей Харькова я живу и работаю дальше. Есть вопросы с точки зрения здоровья, но я их решаю молча, это мои проблемы, они не публичные.

Что касается работы, то, поверьте, девиз моей команды "любить Харьков - работать для людей" - не просто слова. Для меня это главное дело жизни - построить город своей мечты.

- Вы можете говорить о своем городе как о европейском мегаполисе? Совпадают ли ваши оценки с оценками сторонних наблюдателей? 

- Лозунг "Возродим величие Харькова" является моим жизненным кредо, в основе которого - моя личная любовь к городу. По сути, как и у любого другого харьковчанина, который дорожит своим родным домом. И все мы относимся к Харькову как к уже состоявшемуся европейскому мегаполису. Вот вы, например, знаете, что Харьков сегодня - это единственный город в Украине, который имеет четыре награды Совета Европы, главная из которых - это приз Европы. Обладателя такого приза выбирают по множеству критериев, среди которых возможность предоставления услуг населению, безопасность, удобство, комфорт проживания и другие. Мы являемся членом Ассоциации городов, владеющих призом Совета Европы, а я избран президентом этой ассоциации уже на вторую каденцию. Вы спросите: что нам это дает? Зачем оно нам? Это в первую очередь - внешняя оценка нашей работы и, конечно, получение знаний, обмен опытом. До Харькова призом Совета Европы обладала столица Турции Анкара. Когда мэр Анкары посетил Харьков и увидел, какой мы сделали городской парк, он тоже загорелся такой идеей. И сейчас в Анкаре уже построили и открыли прекрасное место отдыха. То есть такие контакты с европейскими городами дают нам понимание и уверенность в том, что мы движемся в правильном направлении, что Харьков ни в чем не отстает от других обладателей этого приза. 

Могу сказать и о том, что наш город сегодня отмечен 12 звездами по европейской классификации, я имею в виду рейтинг общих достижений. Это в том числе наши глобальные инфраструктурные проекты: парки, скверы, система обеспечения жизнедеятельности города, строительство новых объектов, приобретение современной импортной техники для выполнения работ на местах. 

То есть одна из стратегических целей нашей команды - привлечь внимание к городу, показать его за пределами нашей страны как современного, равноправного и полноценного партнера. Мы на равных участвуем во всех европейских рейтингах, которые дают городу возможность продемонстрировать те или иные достижения, и эти победы накапливаются в виде оценок таких серьезных изданий, как Financial Times. 

Я считаю это крайне важным моментом в нашей работе. Во-первых, открытость Харькова перед мировым сообществом подстегивает команду, сплачивает горожан, стимулирует к дальнейшему развитию. Во-вторых, если ты хочешь, чтобы европейские банки и инвесторы вкладывали в твой город деньги, четко покажи им, чего ты стоишь и что ты можешь. 

Кто будет инвестировать в депрессивный регион? Инвесторов одними красивыми обещаниями не заманишь. Они внимательно изучают все эти рейтинги, анализируют темпы развития, потенциал самого города и его команды. Это как со школьными экзаменами: сначала ты весь учебный год работаешь на собственный авторитет, а потом авторитет работает на тебя. Причем не только за рубежом, но и внутри страны. 

Наши масштабные проекты: продолжение строительства метро, возведение регионального центра админуслуг и многофункционального комплекса по переработке ТБО, - они не стали бы реальностью без совместной работы с государственными органами власти. И президентская вертикаль, и структуры исполнительной власти - Кабмин, обладминистрация - помогают нам, поддерживают наши начинания, содействуют привлечению инвестиций, потому что видят: работа дает результат.

Сегодня я могу спокойно говорить о том, что Харьков - это успешный проект, успешный город, но мы можем быть и будем еще более успешными. Благодаря президентской реформе децентрализации власти бюджет города увеличился в разы. Нынешние государственные реформы открывают нам новые возможности. И уже с учетом этих новых реалий мы переходим от существующей у нас Концепции европейского развития Харькова до 2020 года к более глобальной программе "Харьков-2030".  

Девиз команды Геннадия Кернеса: "Любить Харьков - работать для людей".

"Я не на стороне власти, я на стороне горожан" 

- Почему Харькову удается, а другим городам - не очень, хотя там тоже декларируют "хотим строить европейский город"? Вроде как условия одинаковые: та же страна, те же законы, та же государственная власть - а не работает?

- Ну, о правильности выбранной стратегии, о грамотной постановке задач, о том, что все эти планы должны иметь поддержку горожан, даже говорить не буду. Это само собой разумеющееся, и без этого вообще ни о каком развитии речи быть не может. Первое (самое важное, а может, и решающее!) - это формирование команды, которая не просто была бы готова взять на себя работу и ответственность, а действительно смогла бы что-то реализовать. На сегодняшний день у нас сплоченный коллектив, имеющий за плечами как индивидуальный, так и коллективный опыт.  

Вернули доверие горожан

- Помнится, что когда вы только возглавили Харьков, то, судя по публикациям в СМИ, далеко не все верили в вашу способность сбить такую команду, замахнуться на такие проекты. Некоторые тогда не то что сомневались, а даже посмеивались…

- Я даже по-другому скажу. Многие не то чтобы не верили, а просто не могли себе представить, что можно взять вожжи управления в таком городе, да еще и в то специфическое время… Но вы знаете, что мы дважды прошли смену власти - в 2010-м и в 2015 году, а команда сохранилась. И эффективность ее работы состоит в том, что внутри есть четкая система контроля за тем, как каждый справляется с решением поставленной перед ним задачи. У нас есть жесткая персональная ответственность исполнителей. Мы сделали все, чтобы уйти от системы коллективной безответственности, которую лучше всего символизировали районные советы - орган власти без денег и полномочий. Мы первые в Украине в 2010 году ликвидировали райсоветы, создав районные администрации. Получилась эффективная вертикаль управления городом.

- Помнится, что этот ход вызвал в свое время немало шума и протестов. Вы и сейчас считаете его правильным?

- Это не просто правильный, а единственно правильный ход. Во-первых, административно-территориальное деление и бюджетное финансирование должны быть консолидированы в одном органе местного самоуправления, а не в разных. Программа социально-экономического развития города разрабатывается для всех его микрорайонов. А то, что раньше называлось Программой социально-экономического развития района, - это дублирование программы города, но с учетом коллективной безответственности за результат. 

Не только в Харькове - в любом другом городе недопустимо, чтобы несколько разных людей перераспределяли бюджетные деньги на свое усмотрение. Игры в "псевдодемократию" не дают результата.  

Во-вторых, мы поняли отношение к райсоветам со стороны горожан. Проанализировали обращения на уровне местного депутата и увидели, что процент таких обращений был ничтожный, а выделенные деньги районные руководители направляли по своему усмотрению, причем не всегда это соотносилось с общей стратегией развития города. То есть горожане сами своим отношением к районным депутатам показали нам, что райсоветы и районные депутаты - это лишнее и слабое звено в системе городской власти. 

А когда после ликвидации райсоветов в городе появился единый центр принятия решений, мы сразу увидели результат. 

- Вы были первыми в стране, кто решился на этот шаг?

- Да. И вначале были не очень-то приятные отзывы об этом решении, преимущественно критиковали общественные деятели и активисты, которым вечно все не нравится. Но мы прошли через всю эту критику, а затем к нам стали приезжать за опытом общественники из других городов.

- Вы все время говорите об ответственности и контроле как об инструменте эффективного управления. А как это выглядит на практике Харькова, ведь теоретически контроль есть в любом органе власти?

- Система контроля имеет много проявлений. Я вам расскажу об одном очень эффективном, как показало время, решении. Мы создали в структуре горсовета такой орган, как департамент контроля. Главное, что подошли к организации его работы неформально. Департамент - это как первый курс обучения для будущих управленцев. В нем работают в основном молодые люди. Те, которые хотят карьерного роста. Этих молодых людей не купить, не запугать, у них достаточно серьезные личные стимулы и мотивы. Они, безусловно, действуют в рамках тех полномочий, которыми наделил их горсовет, утвердив на сессии положение о департаменте. Но они более честны по отношению к своим обязанностям, у них есть интерес и стимул вкапываться в систему работы всех подразделений и коммунальных предприятий мэрии, искать неэффективность или нечистоплотность тех или иных чиновников. Это и система контроля, и система подготовки кадров. И когда они займут различные должности в городском хозяйстве, то будут хорошо знать, что их так же будут контролировать другие молодые и рьяные.

Но командная игра заключается и в том, чтобы вокруг мэрии сплачивалось максимальное количество горожан, вне зависимости от возраста.

Мы в этом году выделили 50 млн гривен на те инициативы жителей Харькова, которые могут быть реализованы за счет бюджетного финансирования. 

А начинали мы формировать команду горожан с того, что восстанавливали доверие людей к городской власти, которое к середине 2000-х было почти полностью утрачено. 

Начинали с того, что при каждой встрече раздавали харьковчанам визитки с телефонами руководителей коммунальных предприятий. Печатали в СМИ, раздавали информацию о наших планах, о тех или иных подходах, о новой системе взаимоотношений горожан с коммунальными предприятиями. Шел постоянный диалог. И в итоге люди поняли, что городская власть - с ними, что все, что мы задумали и делаем, - это в интересах харьковчан.

Мои подчиненные четко знают, что я не на стороне городской власти, я на стороне горожан. Да, я представитель власти, но я - избранный прямым народным голосованием мэр Харькова. 

За то время, которое я работаю городским главой, я четко могу ответить за каждый свой результат - как удачный, так и неудачный, объяснить, почему и в чем мы потерпели неудачу. Хотя мы стараемся допускать все меньше и меньше ошибок.

Развитие коммунальных служб позволило решить большинство проблем.

"Не надо бездумно копировать, ищите собственный путь" 

- Сегодня все чаще, причем на разных политических полюсах, говорят о собственном пути развития для Украины. И, насколько мы знаем, ваша политическая сила даже разработала стратегию, которая называется "Собственный путь Украины". 

- Знаете, хорошо, конечно, когда ваши проблемы вам помогают решать, подсказывают, советуют, дают ресурсы. Но опираться нужно в первую очередь на собственные силы и собственный здравый смысл. Если говорить о стране, то здравый смысл подсказывает: приоритет должен быть отдан национальной экономике, национальным интересам, самодостаточности в большинстве позиций.  

Я уверен, что нельзя слепо копировать чужой, даже самый удачный опыт. Кстати, все успешные страны новейшего времени - будь то Сингапур или Польша - достигли своих успехов только благодаря тому, что шли собственным путем. Учитывали свой менталитет, свой потенциал и ресурсы, не боялись быть первопроходцами, формируя собственную социально-экономическую модель. 

Собственно говоря, по такой же логике мы работали и работаем в Харькове. Порой мы выбирали путь, который расходился с общепринятым мнением, но мы не боялись рисковать. Мы принимали решения, которые выгодны в первую очередь для горожан, брали калькулятор, просчитывали экономику и риски этого решения, искали ресурсы внутри самого города.

Слепо копировать чужой опыт - это как плыть по течению. Легко плывется, но частенько можно приплыть не туда, куда хотел и стремился. А выбор собственного пути - это всегда вызов, всегда риск, угроза того, что тебя не все и не сразу поймут. Конечно, порой приходится плыть против течения, и для этого нужна не только сила, но и характер. 

О том, как и почему вопреки общепринятому мнению мы первые в стране отказались от райсоветов, я уже говорил.

Второй пример. Помните, как перед Евро-2012 от принимающих чемпионат городов Украины требовали стандартного решения в отношении бродячих собак? Харьков - единственный город, который не подписал тогда договор по стерилизации и возврату животного на ту же улицу, где его отловили. 

Мы проанализировали этот проект и поняли, что он может быть методом регулирования бродячих животных, и к тому же очень дорогой. И мы пошли другим путем, как в Европе - создали приют. И вот приехал тогдашний министр экологии, мы ему показали, что и как сделали. И говорим: возьмите наш проект приюта в качестве стандартного решения этой проблемы для других городов Украины. Нас не услышали. А мы тем временем очень хорошо справляемся с регулированием численности бродячих животных, у нас их почти нет. 

- Ну ладно, министр не захотел. Но и никто из мэров ваш опыт не повторил? 

- Нет. Все выбирают метод стерилизации, тратят деньги непонятно на что. Да, гуманность в этом вопросе должна присутствовать, и есть защитники животных, которые выражают другую точку зрения. Но мы с ними находим определенное взаимопонимание, из которого рождается сам процесс работы в этом направлении.

Молочные кухни для маленьких харьковчан

- В Харькове до сих пор работают коммунальные молочные кухни. Хотя по стране молочные кухни исчезли, когда в продаже появились сухие импортные смеси. Сегодня разве есть спрос на "живую" детскую молочную продукцию?

- Более того, такой спрос устойчивый и растущий. Сегодня мы не только стабильно готовим детское питание для малышей. Когда работа молочной кухни наладилась, мы задумались над тем, что точно так же можно делать качественное питание для детских садиков, для начальных классов школ. И молочная кухня переросла в коммунальный комбинат детского питания. Мы вложили в это средства, купили оборудование. Горожане довольны, а мы спокойны за качество питания маленьких харьковчан. И это тоже особенность Харькова. Такое вы вряд ли увидите где-то еще.

- А почему не через частного подрядчика? Это же модный тренд - открытая конкуренция, либеральная экономика. В большинстве городов коммунальные услуги ушли к частникам…

- Я же вам как раз это и объясняю. Нужно быть прагматиком, а не следовать переменчивой моде. В нынешних условиях мы не получим добросовестной конкуренции и 100%-й ответственности исполнителей. Я убежден, что, когда речь идет о жизнедеятельности огромного мегаполиса, полностью отдавать эти вопросы бизнесу нельзя. Потому что сегодня бизнес будет постоянно принуждать тебя становиться в позу, которую сам же придумал. Пока ты будешь искать законные пути расстаться с недобросовестным подрядчиком, он успеет полностью развалить ту отрасль, которую взялся обслуживать.

Да, я понимаю, что для мэра очень удобная ситуация, когда все держится на частных подрядчиках. В случае ЧП всегда можно легко ускользнуть от ответственности, мол, "плохой подрядчик, мы его поменяем и т.п.". Только горожанам от этого лучше не будет. Мы же берем ответственность на себя. И если вдруг что случится в том же комбинате общественного питания, спрашивать будут с нас. 

Еще пример: когда мы пришли в коридоры власти, 3-2% рынка услуг по вывозу мусора принадлежало коммунальному предприятию, а все остальное - бизнес-структурам. Сейчас все наоборот. И Харьков стал чистым ухоженным городом. Может, это и не модно, но мы создали, возродили ряд коммунальных предприятий городского муниципального хозяйства, которые работают очень успешно. 

И что еще важно: именно через КП мы создаем дополнительные стабильные рабочие места для тех же горожан. Любая частная фирма старается оптимизировать расходы, в случае давления на нее - сворачивается и уходит. А коммунальные предприятия наиболее стабильны - как работодатель и максимально ответственны - как налогоплательщик. Кроме того, КП управляемы и на самом деле могут показывать чудеса эффективности, если, конечно, их работу грамотно наладить.   

Подъезды в домах стали умными

- Наслышаны о вашем лифтовом хозяйстве, в котором работают около 800 человек и которое показывает завидную для всей отрасли эффективность.

- Да, и это тоже особый путь Харькова. Может быть, кто-то считает, что заниматься лифтами недостаточно серьезно, но для меня это вопрос безопасности и комфорта горожан. Десять лет назад мы возродили коммунальное предприятие по обслуживанию лифтов, постепенно убрали оттуда частников и принялись разгребать последствия их хозяйствования. Начали с системы охраны лифтового хозяйства, с изготовления дверей и решеток, которые нельзя взломать. Вот вам цифры, свидетельствующие об эффективности этой работы: когда-то лифтовые воры ежегодно наносили бюджету города ущерб в 15 млн гривен, и разграбленные лифты, естественно, простаивали. Сегодня убытки от вандалов и воров составляют едва ли 200 тыс. гривен. Потом мы создали условия для капитального ремонта наших лифтовых машин, ведь отремонтировать лифт стоит одних денег, а приобрести новый - совершенно других.  

Вы знаете, что сегодня учебные заведения Украины вообще не готовят механиков по обслуживанию лифтов? Мы создали свою собственную систему обучения и стажировки. Наши мастера выезжают не только на аварийные ситуации, но и на ежемесячный техосмотр. В результате в Харькове из примерно 8 тысяч лифтов неработающих всего 2,5-3%. И остановлены они не на годы, как в других городах, а на неделю или месяц. Профильное КП, по сути дела, стало коммунальным заводом, работает в кооперации с белорусскими и киевскими производителями лифтов. Кроме того, поскольку лифт - один из основных потребителей электроэнергии для мест общего пользования дома, КП получило еще одно направление работы - обслуживание внутридомовых электросетей. И они самостоятельно сегодня производят антивандальные распределительные шкафы с дистанционным управлением, у них сформировалась еще одна программа - "Умный подъезд", направленная на вопросы безопасности жильцов и экономию электроэнергии.

Знаете, чем можно еще проиллюстрировать работу лифтового коммунального предприятия? Чистая средняя зарплата работника составляет 10 тыс. гривен. А это означает, что еще 800 харьковских семей имеют стабильный источник доходов.

Можно много спорить и обсуждать вопрос о том, что лучше - конкуренция частников или коммунальные предприятия? Но это если смотреть на вопрос теоретически. А я смотрю на любой вопрос городского хозяйства как прагматик: как его решить оптимально, в управляемом режиме, за счет чего будет достигнут стабильный результат и кто ответит за недочеты. 

Вот потому тема особого пути для Харькова - это вопрос не теории, а практики. Существует апробированный эффективный механизм - значит, мы возьмем его на вооружение. Нет такого механизма - создадим свой.

Экс-мэр Нью-Йорка Роберто Джулиани прилетал в Харьков помогать в создании ситуационного центра для безопасности харьковчан.

Безопасность от Джулиани

- Сегодня многие в стране говорят о Харькове как о динамично развивающемся городе, приводят примеры реконструкции центрального городского парка, лучшей в стране велодорожки, восхищаются чистотой города, тем, что его улицы безопасны в вечернее время, поскольку хорошо освещены... 

- Харьков освещен на 99%. Там, где уличного освещения не было никогда, оно появилось, там, где было плохое освещение, появилось хорошее. Правда, чтобы добиться этого, мы упорно работали 7 лет, понимая, что это вопрос безопасности горожан и его нужно решить в первую очередь. Как говорят, в светлом городе и люди светлее. Когда приезжаешь из Европы в Украину, первое, что бросается в глаза - это мрачность. Она и на улицах, и на лицах людей. Меняя свой город, мы меняемся сами. Движемся от темноты к свету (улыбается).

Так вот, после того как мы сделали необходимый минимум, перешли к другому этапу: меняем осветительные опоры, традиционные лампы на диодные для экономии бюджетных средств.

- Кстати, в Харьков недавно приезжал по теме безопасного городского пространства экс-мэр Нью-Йорка Джулиани, нынешний советник президента Трампа. Это такая пиар-акция или что-то серьезное начинаете?

- Это мы реально работаем с Джулиани и его командой по созданию ситуационного центра для безопасности харьковчан. Этот проект в том числе поддерживается президентом Украины Петром Порошенко, потому что Рудольф Джулиани встречался и с ним, презентовал ему свой анализ того, что можно сделать. Здесь работали партнеры Джулиани, которые во многих точках мира уже создавали такие центры. После тщательного анализа они нам должны выдать единый план-проект, который мы будем реализовывать в Харькове.

Делегация города в ближайшее время едет в США, чтобы изучить, как работают их экстренные службы "911" и "311", посмотреть, как мы можем это адаптировать для Харькова. В городе устанавливается много камер видеонаблюдения - и не только на улицах, но и в подъездах. У нас есть достаточно много баз данных, которые мы можем объединить и создать такой ситуационный центр совместно с госорганами власти. Если этот проект будет реализован, он будет первым в Украине.

- Перейдем к чистоте. Харьков сегодня - достаточно чистый город, но не все еще вопросы решены. Поговорим, например, о мусорном заводе…

- Это не завод, это целый многофункциональный комплекс. Подобных проектов на сегодняшний день в Украине нет. Мы очень серьезно к этому вопросу подошли. Во-первых, была проработана научная часть вопроса, научный подход к сбору и утилизации. Потому что у каждого региона есть своя морфология мусора. Нас интересует больше органика, потому что органика дает другую добавленную стоимость ко всему проекту. 

Мы проанализировали очень многие, в том числе европейские, технологии утилизации, и в итоге на территории Харьковской области на сорока гектарах будет построен большой многофункциональный экологически безопасный комплекс. В рамках проекта будет рекультивация старого мусорного полигона, выработка электроэнергии по зеленому тарифу, которая пойдет на энергорынок.

- Это статья доходов?

- Да. Статья доходов в проекте возврата денег, которые были заняты на строительство комплекса у Всемирного банка. Но мы готовы доплачивать из бюджета для того, чтобы запустить данный проект. Он кардинально изменит ситуацию в городе с мусором, и мы гарантируем, что в будущем Харьков минуют мусорные коллапсы. 

Строительство новых станций метро позволит улучшить транспортную ситуацию в городе.

Развитие метро обязательно будет

- Вопрос относительно метро тоже для Харькова сложный, непростой. В этом году планируется начать строительство очередной ветки метро в Харькове, деньги на которую город получил в том числе благодаря привлечению кредитов в международных банках.

- Метро - самый безопасный и удобный вид транспорта. Соответственно, если появляются новые станции метрополитена, это дает совсем другую транспортную концепцию движения муниципального пассажирского транспорта в городе. То есть мы можем разгрузить наземный транспортный трафик, а также создать комфортные условия для передвижения по городу. Если харьковчанину необходимо быть в такое-то время в таком-то месте, он там будет, и достаточно быстро. Поэтому мы с помощью государства берем кредиты у международных финансовых институтов.

Но и здесь тоже приходится искать неизбитые пути, ра­зумные компромиссы между потребностями и возможностями города. Купить новый транспорт - это хорошо, когда есть деньги, но восстанавливать и делать самим - это свои рабочие места, это то, что нужно. Сейчас мы самостоятельно начали делать капитальный ремонт подвижного состава метрополитена, хотя у нас есть договор и с ЕБРР, и с Европейским инвестиционным банком о выделении финансирования на приобретение нового подвижного состава. Но мы все равно занимаемся старым подвижным составом, который отъездил 35 лет. То же самое у нас с трамвайным парком - есть хорошая материальная база у коммунального горэлектротранспорта, мы ее развиваем, поэтому делаем сами ремонт, причем капитальный. В прошлом году попробовали собрать на базе старой "Татры" абсолютно новый трамвайный вагон, по новым технологиям, он сертифицирован, и где-то три новых вагона в год уже можно выпускать. И мы этим гордимся. А еще мы гордимся тем, что первыми и очень масштабно реформировали жилищно-коммунальное хозяйство в Харькове. Мы теперь, например, можем говорить о том, что перекладываем давным-давно отслужившие свой срок эксплуатации сети десятками километров. Раньше за год перекладка сетей составляла 500 метров, а в прошлом году мы сделали больше 22 километров. Есть разница? 

- Харьков часто приводят в пример как центр современных технологий. Что в этом направлении вы продвигаете? 

- Мы очень серьезно опираемся на науку. Активно применяем те же IT-технологии и электронный кабинет, электронную регистратуру, единый электронный билет - проездной на все виды транспорта. Это европейский опыт, который мы внедряем в город.

Перед собой и своей командой я ставлю такую задачу: город должен быть комфортным для жизни горожан, для возможности реализовывать себя в труде. И в Харькове это должно быть лучше, чем в других городах.

Взять, к примеру, пилотный проект создания центра оказания админуслуг, в котором участвовало пять городов Украины: Киев, Львов, Харьков, Одесса, Днепропетровск. Так вот, мы в городе уже построили три таких центра, из них один - региональный, он самый большой и, я думаю, самый современный. 

Мы взяли старое здание районного совета, переоборудовали его. Бывшие актовые залы стали современными большими операционными центрами, фронт-офисами. И мы имеем сегодня лучшие в Украине показатели в этом направлении. 

Вдумайтесь, горожане здесь могут получить более 425 услуг, начиная от справки о рождении ребенка и заканчивая пенсионными начислениями и расчетами…

А ведь можно было пойти по другому пути - продать эти здания райсоветов с аукциона, как мне настойчиво советовали, заработать сегодня деньги в бюджет и не думать о завтрашнем дне. Но так нельзя, так неправильно, если ты любишь свой город, если веришь в свою страну.

Строительство новых станций метро позволит улучшить транспортную ситуацию в городе.